Карлсену лыжи помогают

Пока на Кубке мира взрослые гроссмейстеры не отрывают голов от шахматных досок, 15-летний норвежец Магнус Карлсен успевает и на лыжах покататься.
news

ШАХМАТЫ

СОБЫТИЕ ДНЯ

 Пока на Кубке мира взрослые гроссмейстеры не отрывают голов от шахматных досок, 15-летний норвежец Магнус Карлсен успевает и на лыжах покататься.

 От Ханты-Мансийска участники в восторге. Не сговариваясь, естественно, в своих интервью называют его городом ХХI века и чуть ли не единодушно собираются вновь и вновь в него приезжать, если, конечно, позовут. Или хотя бы в соседний поселок Пойковский. Там вот уже пять лет подряд независимо от всех официальных шахматных федераций и их календарей проходит турнир имени Анатолия Карпова, превратившийся из экзотического в один из самых представительных в мире. Но вот от праздничных мероприятий, посвященных 75-летию автономного округа, или Югры, гроссмейстеры в основном уклонились, отправив на торжественный прием к мэру вечнопрезидентствующего в ФИДЕ Флоренсио Кампоманеса. Никто, увы, не встречал шахматных интеллектуалов и в уникальных музеях молодого города: в одном из них больше древних бронзовых зеркал, чем в Эрмитаже, музее Петра Великого и Британском музее вместе взятых! Но это – издержки профессии, и когда спортсменам завидуют, что они объехали весь мир, то делать этого не стоит. И не только потому, что зависть – дурное чувство. Просто если у Большого шахматиста во время турнира и выкраивается часок-другой свободного времени, то их лучше проспать или прогулять по воздуху, чтобы потом голова работала…

Немного на особицу ведет себя юный Карлсен. Для него прогулка – это лыжи и бег по тем самым трассам, которые знакомы ему еще с 2003 года. Да-да, с той поры! Ханты-Мансийск в ту зиму принимал у себя чемпионат мира по биатлону, и видевший его по телевизору Магнус теперь с удовольствием вспоминает все повороты и подъемы на лыжне. Ну а то, что прогулки у него особые, удивляться не приходится: говорят ведь, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах.

 Но, конечно же, не поэтому Карлсен в эти буднично-праздничные для города дни обыграл без всякого тай-брейка четырехкратного чемпиона Франции Жоэля Лотье, чей рейтинг примерно на 120 (!) – это по-настоящему много – пунктов выше. И собственный праздник, день 15-летия, юноше не помешал: к тостам у него тяги нет. По крайней мере пока.

 Из других поединков за 9—16-е места (вы помните, там определяются еще два претендента на шахматную корону мира) я особо отметил бы маленькую драму Алексея Дреева, одного из наших испытанных и надежных бойцов. Нет-нет, дело не в том, что он проиграл Владимиру Малахову из Подмосковья: у того и личный коэффициент Эло практически такой же, и опыта не занимать, и сил много, и молодость помогает. Речь о том, как Алексей проиграл…

 То, что у белых перевес, очевидно. Их слоны царствуют, как в джунглях, а черный слон прикован к своему месту: уйди он – и грянет мат на с8. Грозит наступление белых пешек на ферзевом фланге, но при всем при этом кое-как держаться еще можно.

Случившееся – удивляет.

МАЛАХОВ – ДРЕЕВ

 

51.Сс4 (чтобы перевести его на d5) 51…Cd6??

 Ушел?! Добровольно?!

 52.Сf1. Черные сдались. Получить мат в один ход или расстаться с ладьей – выбор не из радостных.

Для меня нет сомнения в первопричине такого грандиозного «зевка». Ведь лишь в первом круге Дреев обошелся без тай-брейка: всухую победил в серьезных партиях международного мастера-канадца, чей рейтинг всего лишь 2500: объективно Алексей мог бы ему еще и пару ходов вперед дать. А вот затем… Над филиппинцем Парагуа – победа лишь в блице, то есть после шести поединков. Над индийцем Харикришной – после быстрых шахмат или после четырех партий. Гельфанду Дреев уступил только в блице: еще шесть нервных встреч. А ведь силы тех, кому за тридцать – во вчерашних шахматах это был чуть ли не мальчишеский возраст, – небеспредельны в не очень-то доброй нокаут-системе. И Алексею об упомянутых путевках на будущий турнир претендентов мечтать уже не приходится…

 Ну а теперь «на сладенькое» (эту формулу очень любил острослов гроссмейстер Эдуард Гуфельд) – о встречах четвертьфиналистов. Накануне вечером в часовой передаче «На спортивной волне «Маяка» гостем был Владимир Крамник, и я попросил его – при всей непредсказуемости шахмат – оценить шансы соперников.

 — Гельфанд Грищук. Опыт против молодости. Силы примерно равны, и я думаю, будет 1:1. Ну а тай-брейки – это уже во многом лотерея.

 Чемпион мира по классическим шахматам как в воду смотрел. В первой партии Грищук черными очень неудачно разыграл дебют и, как говорят шахматисты, из дебюта практически не вышел. Борьба продолжалась менее тридцати ходов.

 Во второй встрече «по заказу» нужно было побеждать, и москвич выполнил эту труднейшую задачу. Перевеса по дебюту не достиг, но Гельфанд сам упростил сопернику достижение цели, отдав пешку и решив при помощи разноцветных слонов достичь ничьей «с позиции слабости». Но на доске оставались еще все четыре ладьи, и Александр действовал безупречно (не скрою, мне когда-то очень польстило его признание, что эту тему он изучал по моей книжке «Взаимодействие тяжелых фигур»). К слову, только они, Гельфанд и Грищук, выясняли отношения в день тай-брейков (и еще одна пара из следующей восьмерки). Быстрые партии привели к двум ничьим, и если в одной соперники сражались чуть ли не до голых королей, то во второй было сделано лишь тринадцать ходов. В блице же москвич победил сначала белыми, а затем и черными.

 — Аронян – Гуревич. Здесь тоже молодость, стремительно набирающая силу (рейтинг Левона к началу будущего года может вывести в первую пятерку), против класса, отличной школы и… возраста. Думаю, все понятно.

 Да, подданный бельгийской короны Михаил Гуревич стал чемпионом СССР (и Спорткомитет очень не хотел присваивать ему это звание – тут история длинная) в том самом 1977-м, когда Ароняна еще на свете не было! Неудивительно, что после равной борьбы в первой партии Гуревич во второй просто не увел из-под боя своего слона, хотя вне зависимости от грубой ошибки все равно проиграл бы…

 — Рублевский – Бакро. Сергей сейчас не в лучшей своей форме, а Бакро прекрасно наигран, и его партии в Ханты-Мансийске оставляют приятное впечатление. Думаю, что шансы 60 на 40 или, может быть, 55 на 45, но в пользу французского гроссмейстера.

Могу добавить, что кто только не обучал талантливого мальчишку Этьена тонкостям шахмат! И Смыслов, и Корчной играли с ним товарищеские матчи – а такое общение дорогого стоит. И блистательный тренер Александр Никитин с ним занимался. Словом, Франция бережно растила своего лидера, и вот он — в полуфинале Кубка мира. После ничьей черными и победы белыми.

— Бареев – Пономарев. У Жени в последнее время было немало хороших выступлений, и еще надо знать его умение концентрироваться и его бойцовские качества. Думаю, его шансы предпочтительнее.

Вот на эту оценку, мне кажется, повлияли личностные отношения Крамника с Бареевым. Они в Москве были практически соседями, дружили, Бареев выступал тренером Крамника в двух матчах за корону, на многих турнирах. А вот гроссмейстер Сергей Шипов, человек предельно объективный, счел явным фаворитом Руслана Пономарева и – не ошибся. В своей коронной французской защите москвич не выдержал прессинга и в глубоком эндшпиле проиграл. Зато выиграл несколько лишних дней отдыха перед суперфиналом чемпионата России, который стартует через неделю в Москве.

Итак, полуфиналы: Пономарев – Грищук и Бакро – Аронян. Уже сегодня.

 КУБОК МИРА ФИДЕ

Ханты-Мансийск

Четвертьфинал
Бареев (Россия) – Пономарев (Украина) – 0,5:0,5; 0:1
(общий счет матча – 0,5:1,5). Рублевский (Россия) – Бакро (Франция) – 0,5:0,5; 0:1 (0,5:1,5). Аронян (Армения) – Гуревич (Бельгия) – 0,5:0,5; 1:0 (1,5:0,5). Гельфанд (Израиль) – Грищук (Россия) – 1:0; 0:1. 0,5:0,5; 0,5:0,5. 0:1; 0:1 (2:4).

За 9–16-е места
Карлсен (Норвегия) – Лотье (Франция) – 0,5:0,5; 1:0
(1,5:0,5). Камский (США) – Сакаев (Россия) – 1:0; 0,5:0,5 (1,5:0,5). Малахов – Дреев (оба – Россия) – 1:0; 0,5:0,5 (1,5:0,5). Вальехо (Испания) – Ван Вели (Голландия) – 0,5:0,5; 0,5:0,5. 0,5:0,5; 1:0 (2,5:1,5).

В случае ничьей по сумме двух классических партий проводится тай-брейк: две быстрые партии (контроль времени 25 минут плюс 10 секунд после каждого хода). В случае ничьей – две блицпартии (5 минут плюс 10 секунд на ход). В случае ничьей – еще одна партия с контролем 6 минут у белых и 5 минут у черных, причем ничья в ней означает общую победу черных.

Новости. Шахматы