В нокаут отправил Александр Грищук Гату Камского
ШАХМАТЫ
КУБОК МИРА ФИДЕ
СОБЫТИЕ ДНЯ
О том, какие битвы развернулись у шахматистов за выход в четвертьфинал Кубка мира, проходящего в Ханты-Мансийске, рассказывает обозреватель «Советского спорта».
«ЧТО-ТО СЛОМАЛОСЬ»
Незыблемая формула «нокаут-системы» (во всем мире ее, правда, почему-то называют плей-офф) состоит в том, что проигравший выбывает из борьбы. В Ханты-Мансийске поначалу так и было, но после третьего круга вдруг «что-то сломалось», и, начиная с 1/8 финала, участники стали «невыездными». Даже проигравшие теперь вновь сядут за доску и разыграют места с 9-го по 16-е. Кому это нужно? В принципе – всем.
Ведь по итогам Кубка мира 10 сильнейших попадают в следующий цикл отбора на матч с чемпионом мира, и одних четвертьфиналистов в таком разе явно маловато. Нужны еще двое, и потому очень-очень неплохие гроссмейстеры (а вообще-то это парадокс нашего деформированного шахматного мира: про гроссмейстеров приходится говорить, что есть хорошие, а есть очень даже так себе) дружно станут сражаться до конца. И, может быть, даже творить.
НАШИХ – ШЕСТЕРО
С потаенной гордостью хочу напомнить: среди них – шестеро россиян. Ни на одном предыдущем нокаут-чемпионате мира такого не случалось.
Правда, один из них в четвертьфинал точно попасть не должен был: по жребию (точнее, по турнирной сетке) между собой сражались Константин Сакаев и Сергей Рублевский. У каждого титулов – воз и маленькая тележка, хотя и в шахматах они, эти звания, плохие помощники.
Гораздо важнее, что спортивная форма Сергея в последнее время была хуже некуда: даже на чемпионате мира за нашу команду он сыграл всего ничего партий. Но вот нынче, лишь месяц спустя… В первой партии черными он в сицилианской круговерти, возникшей на доске, перехитрил Сакаева, и уже Константину черными нужно было отыгрываться. Потому-то он и избрал редкую дебютную схему, совсем не похожую на его любимые фундаментальные начала. Но никакой остроты не получилось, и предложением ничьей на 17-м (!) ходу питерский гроссмейстер отправил казанского коллегу в число претендентов на корону.
Обязан был спрятать свои амбиции и один из французов: ведь Этьен Бакро играл с Жоэлем Лотье. Но… две ничьи, их рассудит день тай-брейков. Интересно, при помощи Армагеддона (последней решающей блицпартии. – Прим. ред.) или это чудовище на доске не возникнет?
А Руслану Пономареву в первой партии повезло так, как везет только первому призеру. Он, конечно, черными выиграл пешку у многоопытного и очень спокойного Люка ван Вели (тот года три назад наконец-то женился и теперь возит всегда с собой свою красавицу: то ли в качестве талисмана, то ли так уж тщательно бережет), но голландцу – к слову, он один из трех оставшихся участников, которые не говорят по-русски – все же совсем не обязательно было зевать фигуру в окончании, где не все было так ясно. Подавленный, вторую партию он играл почти так же, как заяц играет на гитаре…
ЧТО ДАЛЬШЕ? ТАЙ-БРЕЙК
Третьим четвертьфиналистом стал Александр Грищук. Для этого ему понадобилось провести не слишком сложную, но изящную жертву фигуры против Гаты Камского, чье упорство в защите известно всему шахматному миру. Но, видно, всему есть предел, да и питерский американец сейчас уже полулюбитель-полупрофессионал.
ГРИЩУК – КАМСКИЙ
Невооруженным глазом видно, что белые атаковали и достигли немалого. Но если сейчас белый конь уберется восвояси, проломить устои черных будет не так-то просто. И фигура ложится на жертвенный алтарь.
27. Кf6! gf.
Иного не дано: сразу проигрывает промежуточный размен ферзей 27…Ф:e6 28.de gf 29.e7+.
28.Ф:f6 Ле8 29. Ле6 Фd8.
При попытке смягчить атаку – 29… Л:е6 30.de Фе7 белые сначала возьмут пешку на f5 и только затем перейдут в выигранный пешечный эндшпиль.
30. Ф:f5 g4 31.Лf6 Ле7 32.h6 Фd7 33.Фg6.
Один из двух путей к победе (найдите второй). Черные сдались.
И в ответной встрече москвич играл очень легко и уверенно. Выиграл ферзя, отдав за него массу фигур, но при этом провел свою пешку до поля превращения. А затем уже при собственном материальном перевесе с позиции силы сделал ничью, выполнив задачу четвертого круга Кубка.
Все остальные пары тоже вынужденно перенесли выяснение отношений на день тай-брейка, состоящего, напомню, из двух партий в быстрые шахматы, двух – в молниеносные и Армагеддона. Давайте искренне посочувствуем тем, кто до него доживет. Ведь мы, шахматисты, – «Gens una suvus», или «Одна семья».
КУБОК МИРА ФИДЕ
Ханты-Мансийск
1/8 финала
Бареев (Россия) – Карлсен (Норвегия) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (общий счет матча – 1:1). Бакро – Лотье (оба – Франция) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1). Вальехо (Испания) – Аронян (Армения) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1). Грищук (Россия) – Камский (США) – 1:0; 0,5:0,5 (1,5:0,5). Дреев (Россия) – Гельфанд (Израиль) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1). Гуревич (Бельгия) – Малахов (Россия) – 0,5:0,5; 0,5:0,5 (1:1). Сакаев – Рублевский (оба – Россия) – 0:1; 0,5:0,5 (0,5:1,5). Ван Вели (Голландия) – Пономарев (Украина) – 0:1; 0:1 (0:2).
Выделены игроки, которые прошли в 1/4 финала.
В случае ничьей по сумме двух классических партий проводится тай-брейк: две быстрые партии (контроль времени 25 минут плюс 10 секунд после каждого хода). В случае ничьей – две блицпартии (5 минут плюс 10 секунд на ход). В случае ничьей – еще одна партия с контролем 6 минут у белых и 5 минут у черных, причем ничья в ней означает общую победу черных.