Слабых отдали на съедение

128 участников и любимая руководством ФИДЕ нокаут-система. Постоянно уменьшающийся, но все еще приличный для шахмат призовой фонд в 1,5 миллиона долларов
news

ШАХМАТЫ
КУБОК МИРА

128 участников и любимая руководством ФИДЕ нокаут-система. Постоянно уменьшающийся, но все еще приличный для шахмат призовой фонд в 1,5 миллиона долларов. Отсутствие сильнейших, но наличие добротных игроков… Все это – стартующий в Ханты-Мансийске Кубок мира.

Этот турнир во многом повторяет только что закрывшуюся страницу шахматной истории: чемпионаты мира по версии ФИДЕ. Хотя ровно 8 лет назад ее перспективы завораживали, и «страница» обещала превратиться в один из тех модных ныне сериалов. Потому что тогда, в Гронингене, в конце 1997-го, мы услышали: «Я гарантирую на последующие 10 чемпионатов мира 50 миллионов долларов. Считайте, они у вас в кармане. Играйте и побеждайте. Удачи вам! Gens una suvus – Мы одна семья».

Так вот ФИДЕ устами своего президента Кирсана Илюмжинова обещала восстановление порушенной системы борьбы за чемпионство. Не слишком-то замахиваясь на корону, гроссмейстеры с удовольствием стремились попасть в число избранных. Шахматисты ведь, даже очень титулованные, люди не богатые. А тут даже проигрыш в первом круге сулил порядка 6000 долларов.

Затем обещанная миллионная горка «зелененьких» с горизонта исчезла. И чемпионат ФИДЕ стал находить пристанища лишь в местах не столь отдаленных от демократии. Произошла трансформация, и в таком виде он стал не нужен. Но на гроссмейстеров все же надо производить впечатление, особенно накануне очередных президентских выборов, и Илюмжинов находчиво стал искать запасные варианты. Отсюда – встречи с руководством Тюменской области и Ханты-Мансийского округа, затем разговор с Александром Жуковым, президентом Российской шахматной федерации и в то время единственным вице-премьером правительства… Последний ответил, что если без дотации государственной и российско-шахматной, то возражений нет. И возник Кубок мира. А на недоумение некоторых лиц из штаб-квартиры ФИДЕ прозвучало: «Вы играли в Ливии при жаре в 35 градусов, поиграете и в Ханты-Мансийске при морозе в 35…».

Но при всем при этом – нашего полку прибыло! Еще одно соревнование, еще один источник дебютных новинок и красивых комбинаций. В первом туре все же их ожидать не приходится: «жеребьевка» пар воистину изумляет. Хотя, строго говоря, жребий тут ни при чем. Выстраивая сетку нокаут-поединков, организаторы, вместо узаконенной схемы «сильнейший по коэффициенту играет с сильнейшим из второй половины списка участников», отдали на съедение фаворитам самых что ни на есть слабых. Поэтому рождение шахматной красоты в Ханты-Мансийске начнется несколько позднее. Твердо верю, что не без участия кого-то из 23 допущенных российских гроссмейстеров.

А вот те, кто замыкает первую половину списка, и те, кто открывает вторую половину, практически равны по своей шахматной силе. Поэтому потери достойных бойцов начнутся сразу же. Априори обречены двое россиян: они играют «со своими». Хотя в принципе «чужих» в Кубке мира не так уж много: все больше – воспитанники советской шахматной школы, которым судьба поменяла государственные флаги. Среди них – делающий вторую отчаянную попытку вернуться в Большие шахматы Гата Камский, ныне недоучившийся медик и дипломированный юрист из США.

И еще интересно: как выступят экс-чемпионы мира ФИДЕ Руслан Пономарев и Александр Халифман, которым на днях компьютеры наглядно разъяснили, кто есть hu в шахматном королевстве. Третьего участника этого поединка, тоже экс-чемпиона Рустама Касымжанова, в турнирной таблице нет (мини-турнир со счетом 8:4 выиграли компьютеры. – Прим. ред.).

Новости. Шахматы