Полгар улыбалась, Леко молился, Ананд сердился
ШАХМАТЫ
ЧЕМПИОНАТ МИРА. 2-й ТУР
СОБЫТИЕ ДНЯ
Поздно вечером я поговорил с основными действующими лицами второго тура. Оказалось, что все они, за исключением, конечно, Веселина Топалова, имели повод быть более или менее довольными его исходом.
Юдит ПОЛГАР:
– Попробовала применить новый план в известной позиции и, увы, попала в тяжелое положение. Но в какой-то момент Микки действовал нерешительно и позволил мне активизировать фигуры. После этого стало спокойнее.
– Почему-то сегодня вы улыбались за доской гораздо чаще, чем в первом туре.
– Ничего удивительного: вчера меня обучал игре в шахматы суровый профессор Ананд. А с ним не поулыбаешься...
Майкл АДАМС:
– Есть ощущение, что все участники турнира пока чувствуют себя не в своей тарелке. Кто-то, как я, например, делает ничьи – просто потому, что нет готовности нанести удар, кто-то проигрывает, не поймав ритм игры. Пройдет день-два, народ раскачается, и мы увидим высочайший уровень шахмат. Хотя лично мне пока не имеет смысла жаловаться на судьбу. Ведь, на мой взгляд, этот турнир выиграет не тот, кто будет постоянно играть результативно, а тот, кто проиграет меньше всех партий.
Александр МОРОЗЕВИЧ:
– Как обычно, после дебюта я получил совершенно безнадежную позицию. Медленно умирать не хотелось, поэтому я попытался создать на доске некий хаос, в котором у меня оставались чисто практические шансы дождаться ошибки соперника. Тут наступил цейтнот, а по его окончании внезапно выяснилось, что у меня почти выигранная позиция. Надо было спокойно реализовывать преимущество, и тут вдруг у меня в голове возникла неприятная ассоциация с партией первого тура. Там была похожая ситуация: я имел комфортное преимущество, но в результате чуть не проиграл. Это воспоминание в какой-то степени парализовало: именно в этот момент я сделал несколько неточных ходов, которые привели к ничьей.
Петер ЛЕКО:
– Это была абсолютно сумасшедшая, драматическая партия. Сначала все шло как надо, и на 25-м ходу я увидел сразу два пути к победе – один с преодолением технических трудностей, а другой – мгновенный. Естественно, я выбрал второй вариант и, увы, ошибся. Оказалось, что в данной конкретной ситуации этот вариант мог вести только к моей гибели. «Боже, – взмолился я. – Неужели я опять проиграю!» И тут же решил, что обязан сражаться с судьбой до конца. Да, мне не везет, но ведь у любой черной полосы бывает конец. В общем, удалось успокоиться и придумать, каким образом осложнить жизнь Александру.
Рустам КАСЫМЖАНОВ:
– Почему я предложил ничью в финальной позиции? Там действительно имелся перевес, но все-таки не такой значительный, как несколько ходов назад. Возможно, проблема в том, что пока я ощущаю себя неуверенно в этой элитной компании. Надо немного обвыкнуться, и тогда, надеюсь, дело пойдет на лад.
Виши АНАНД:
– Я действовал в середине партии плохо? Это, пожалуй, слишком мягко сказано. Я играл скверно, омерзительно, так, как не должен себе позволять ни при каких обстоятельствах. Интересно, что в момент, когда совершил роковую ошибку (сделал ход слон с3), я предложил сопернику ничью. А потом посмотрел внимательно на доску и понял, что о ничьей сегодня мне остается только мечтать. В дальнейшем оставалось только рассчитывать на собственное упорство и (без этого такую безнадегу не спасти) неубедительную игру Топалова. Вообще я страшно сердился на самого себя: не имел ведь права проигрывать основному конкуренту в борьбе за чемпионство. Сам себе создал проблемы, но, слава богу, сам смог в итоге их разрешить.
Веселин ТОПАЛОВ:
– Разумеется, я сознательно пошел в дебюте на жертву качества. Объективно говоря, позиция получилась равной, но шанс победить был только у меня. Иными словами, я мог за бесплатно до потери сознания мучить Виши, постоянно создавая разные угрозы. В итоге Ананд не выдержал напряжения и допустил несколько ошибок. Почему я не выиграл? Что-то в голове замкнуло. Иного объяснения у меня пока нет.
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Сан-Луис (Аргентина). 2-й тур
Топалов (Болгария) – Ананд (Индия), Леко (Венгрия) – Морозевич (Россия), Касымжанов (Узбекистан) – Свидлер (Россия), Адамс (Великобритания) – Полгар (Венгрия) – ничьи.
Положение после 2-го тура. 1. Ананд, Топалов – 1,5. 2. Морозевич, Свидлер, Касымджанов, Адамс – 1. 3. Полгар, Леко – 0,5.