Экс-чемпион мира Борис Спасский: Крамник не чемпион!

Десятый чемпион мира Борис Спасский покинул СССР в 1976 году и обосновался во Франции. Недавно вернулся в Россию – не только жить, но и работать главным редактором газеты «Шахматная неделя».
news

ШАХМАТЫ
ТОЛЬКО У НАС

 Десятый чемпион мира Борис Спасский покинул СССР в 1976 году и обосновался во Франции. Недавно вернулся в Россию – не только жить, но и работать главным редактором газеты «Шахматная неделя». А недавно в качестве почетного гостя заехал на международный турнир в Минск, где дал интервью корреспонденту «СС».

КАЖДЫЙ ГОД ПО ЧЕМПИОНУ

– Борис Васильевич, не кажется ли вам, что сейчас, после фактического провала объединительного цикла, шахматы – в тупике?

– Да. В наше время каждый чемпион мира символизировал собой эпоху. Вот, например, Миша Таль, всего один год был «на троне», но его значение для шахмат переоценить невозможно. К нему были совершенно неприменимы понятия рейтинга и званий. Просто была его Эпоха…

Сейчас было бы разумно каждый год проводить розыгрыш мирового шахматного первенства. Может, матч-турнир или что-то в этом духе.

– Но гроссмейстеры из первой десятки просто так играть не будут…

– Деньги найдутся. Можно подключить коммерческие структуры. Можно даже провести этот турнир не под эгидой ФИДЕ, а под чьей-то еще, хотя это и нежелательно.

– Действующий чемпион мира по классическим шахматам Крамник не хочет принимать участие в объединительном турнире!

– Но Крамник – не чемпион мира… Хотя сам он и уверен в обратном. Как говорится, он царствует, но не властвует.

– Разобщенность в современном шахматном мире такова, что интерес вызывают только встречи самых экстравагантных фигур.

– Сейчас Фишер начнет играть – смотрите, как все обрадуются! Медведь весом 110 килограммов, он отлично исполнит свою роль. А тот же Крамник… Я понимаю: он очень симпатичный молодой человек. Но, например, Ананд может быть намного популярнее Крамника.

– Каспаров вернется в шахматы?

– Конечно! Куда же ему еще деться?

– В его отсутствие кто играет сильнее всех?

– Сейчас есть примерно 2–3 равных по силе игрока. Мне более симпатичен Виши Ананд. Но и Петер Леко неплох. Вася Иванчук – сумасшедший, но хороший игрок. Недавно Веселин Топалов хорошо выступил…

Но явного лидера сейчас нет и быть не может. Дело в том, что в наше время была какая-то пирамида. Мы туда карабкались, сидели на ней и командовали парадом. Сейчас этой пирамиды нет. Нет и лидера.

– Людей теснят компьютеры – скажем, Майкл Адамс недавно вчистую проиграл компьютерной программе «Hydra». Получается, бездушная машина взяла верх над человеком?

– Еще нет, просто человек плохо готовился. Если бы Адамс действительно хотел выиграть у компьютера, то он бы справился. Другое дело, если вы играете с компьютером, то надо избегать «счетных» позиций, где машина заведомо сильнее.

ФИШЕР СНОВА ХОЧЕТ СО МНОЙ ИГРАТЬ

– Что для вас сейчас самое главное в жизни?

– Я – пенсионер, и мне интересно смотреть на жизнь со стороны. Правда, занимаюсь развитием детских шахмат. В свое время, когда я жил в Союзе, мне безвозмездно помогали хорошие тренеры. Сейчас возвращаю должок. Увы, приходится признать, что в России грустная картина с развитием шахмат. Но не может не радовать, что родители с удовольствием сажают детей за доску, таким образом хотят оторвать их от телевизора, от прессы, наркотиков, от улицы. Я постоянно езжу по детским турнирам. Недавно был главным судьей второй школьной спартакиады. Вроде участвовали девять команд, по четыре девочки и мальчика в каждой, а талантов мало…

– В шахматы играете?

– В ближайшее время приму участие в турнире, посвященном 80-летию Вольфганга Унцикера. Сыграю по две партии с Корчным, Карповым и самим Унцикером. Продолжаю кататься по миру.

– Что для вас значил своеобразный матч-реванш с Бобби Фишером в 1992-м в Белграде?

– Там был серьезный призовой фонд, а у меня было плохо с деньгами.

– И на что потратили деньги?

– Купил восемь квартир своим родным и друзьям. Мне совсем неинтересно лежать в гробу с пачкой зеленых купюр. Теперь деньги у меня опять заканчиваются, и жена Марина Юрьевна впервые за всю нашу жизнь выталкивает меня на работу.

– Кто, на ваш взгляд, более гениален: Фишер или Каспаров?

– Для меня не существует понятия «гениальный». Я сам гениальный. А Фишер и Каспаров очень разные шахматисты. Бобби все время идет вперед, но при этом не торопится, в отличие от Гарри, который всегда нагнетает обстановку. Последний ведет себя, как кабан: хрюкает во время игры, переживает, мучается. Но Каспаров замечательно играет, когда у него есть инициатива. Он – охотник за скальпом вражеского короля.

– Вы давно с Фишером общались?

– Недавно был у него в Исландии. Он опять хочет со мной сыграть! Ведь знает, что выиграет! Вот и облизывается, смотрит на меня, как на лакомый кусок, и хочет съесть.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Борис СПАССКИЙ
Родился 30 января 1937 года в Ленинграде.
Шахматист, гроссмейстер СССР и международный гроссмейстер (1956), заслуженный мастер спорта (1964), журналист. Окончил ЛГУ (1959).
Чемпион СССР (1962, 1973), мира (1969–1972, после выигрыша матча у Петросяна). Участник двух знаменитых матчей против Фишера (1972 и 1992 гг.).
Долго жил во Франции, в прошлом году вернулся в Россию.

ПРИШЛИ SMS!

Уважаемые читатели! А что бы вы хотели сказать Борису Спасскому? Шлите SMS на номер +7-916-377-03-47, и ваше обращение будет опубликовано в завтрашнем номере «Советского спорта».

Новости. Шахматы