Даже слоны немеют перед Анандом!

На турнире в Монте-Карло, где гроссмейстеры одновременно играют в «слепые» и быстрые шахматы, Вишванатан Ананд лидирует со стопроцентным результатом: шесть очков из шести.
news

ШАХМАТЫ
СУПЕРТУРНИР В МОНТЕ-КАРЛО

 На турнире в Монте-Карло, где гроссмейстеры одновременно играют в «слепые» и быстрые шахматы, Вишванатан Ананд лидирует со стопроцентным результатом: шесть очков из шести.

Строго говоря, какая-то толика везения почти всегда нужна для победы. По крайней мере, в шахматах, которые по природе своей предоставляют ему, «фарту», как нынче любят говорить гроссмейстеры, вполне удобренную и подготовленную почву. Ведь это марафонцы, приняв старт, без перерывов несут себя по дистанции. А в шахматах, как и в стрельбе, в одной попытке стартов великое множество. Можно великолепно провести партию или серию выстрелов, но достаточно разок допустить оплошность, фальстарт так сказать, и все добытое великим напряжением сил идет насмарку. Вот такую ошибку соперника и можно считать «фартом».

Иногда, правда, везение организуется со стороны. Так, в одном из чемпионатов Советского Союза Спорткомитету страны позарез хотелось, чтобы золотая медаль досталась не кому-нибудь, а одному-единственному участнику: шахматы ведь наряду с балетом и ракетами дальнего действия доказывали миру превосходство социалистического образа жизни и потому были политизированы выше крыши. А вот любимый гроссмейстер, как назло, стартовал из рук вон плохо. И тогда на ковер был вызван тот, кто отложил с фаворитом партию в очень неплохом положении. Из начальственного кабинета он вышел бледный как смерть, при доигрывании вторым же ходом демонстративно подставил ферзя и сдался. Еще один шахматист, играя с фаворитом, вместо хорошо известного в теории и форсированно ничейного варианта вдруг, долго перед тем поулыбавшись за доской на виду у переполненного зала, сделал явно проигрывающий ход…

Организовать такое «везение» в турнире сильнейших гроссмейстеров мира сегодня не под силу и Господу Богу. Но тем не менее за долгие-долгие десятилетия в шахматах я никогда не видел, чтобы кому-то так везло, как симпатичнейшему и достойнейшему Виши Ананду в первые три игровых дня. Безусловно, его называют в числе фаворитов, да и три его победы на прежних «слепо-быстрых» турнирах в Монте-Карло сами за себя говорят. Но все же фаворитом здесь выступает Владимир Крамник. В активе у чемпиона мира пять выигранных прежде турниров, но что еще важнее: он пропустил недавний Линарес, где и Ананд, и один из победителей Веселин Топалов, и Петр Леко со товарищи измотались кто до предела, а кто и сверх того. Но…

Итак, у Ананда после старта 6 очков из 6-ти! А должно было быть по оценкам получавшихся позиций не более трех! В первом же туре Алексей Широв, возвратившийся в родную Ригу после долгих лет жития в Испании и недолгих — в Польше, как пить дать отбирал у Ананда не менее полутора очков. Отобрал — ноль!!! В таком вот стиле.

АНАНД — ШИРОВ

Ни цейтнота у Широва не было, ни иных возможных и невозможных помех, но он вдруг сделал самоубийственный ход 33…Крh7?? вместо того, чтобы просто сыграть 33…Ф:с4 34.d6 c5! 35.d7 Фd5 36. Фb8 Ф:d7 37.Cd6, и хотя белые забирают фигуру, о выигрыше им мечтать не приходится.

После хода в партии последовало элементарное 34.d6 Ke6 35.dc, и черные сдались. Добро бы списать это на «слепой» просмотр, но ведь была просто освоенная гроссмейстерами до тонкости быстрая игра, и чтобы рассмотреть такое на доске, не нужно быть ни Шировым, ни вообще игроком первой мировой сотни.

Во второй день Топалов в слепой партии на ровном месте подставил Ананду качество, а затем залез в матовую сеть, имея лишнюю пешку в эндшпиле и преимущество двух слонов. В третий день Франсиско Вальехо играл с Анандом, как загипнотизированный. В результате получилось то, о чем вы уже знаете.

Самое удивительное: на все перипетии своей шахматной судьбы Виши реагирует удивительно спокойно. Он вообще человек не совсем от шахматного мира сего. Всерьез занимается географией, путешествует по местам, щедро одаренным природой и не совсем еще «окультуренным» людьми. Не чужда ему и философия, правда, не марксистско-ленинская…

Крамнику же шахматная муза Каисса решила пока не улыбаться. Правда, в слепой игре у него тоже стопроцентный результат — 3 из 3-х, но в быстрых шахматах он подарил пол-очка Широву, столько же Василию Иванчуку. Кстати, после выигранной слепой партии он сказал, что очень доволен течением борьбы, но… почти ни одного хода своего соперника не угадывал! Как итог – 4 очка в сумме, столько же, сколько у четырехкратного чемпиона России Петра Свидлера, у Иванчука и у Леко. Тому тоже несказанно повезло. Наш Евгений Бареев начисто переиграл его, получил лучший эндшпиль с двумя слонами против слона и коня и, как говорят шахматисты, уронил флажок. В том, что это просто досаднейшая случайность, можно убедиться, посмотрев окончание вот такой партии.

БАРЕЕВ — Ван ВЕЛИ

На первый взгляд, позиция практически равна. Более того, черная проходная дальше продвинулась к полю своего превращения, нежели ее белая оппонентка. Но Бареев, имевший две (!) лишние пешки, без сожаления расстался с ними, чтобы получить именно такое положение, в котором ЕГО очередь хода. Закончилась встреча форсированно.

31. Фd4+ Kph6.

Увы, любое иное отступление короля ведет к немедленному мату.

32. Ле4 f6 33.Лh4+ Kpg7 34.Фd7+ Kpf8 35. Фе7+ Крg8 36. Ф:h7+ Крf8 37. Фh8+ Kpf7 38. Лh7+ Kpe6 39. Фс8+ Кре5 40. Фс5+ Кре4 41. Лh4+. Черные сдались.

А вообще-то очень многие обстоятельства влияют на игру гроссмейстеров. Топалов, например, вместе со своим давним тренером и менеджером Сильвио Данаиловым, который вслед за ним тоже переехал в Испанию, организует в мае супертурнир в Софии, и я даже не могу описать, какая же это адская работа. «Поэтому мы в Монте-Карло ни на что не рассчитываем», – сказал мне еще перед началом игры Данаилов и, естественно, не забыл упомянуть о том, что блистательный финиш в Линаресе Топалову тоже «бесплатно» не обошелся. Так что одному очку, набранному Веселином за три игровых дня, слишком уж удивляться не стоит.

Если же заглянуть вперед, что мне, откровенно говоря, не слишком бы хотелось делать, то я верю, что москвич Александр Морозевич и питерец Петр Свидлер своего последнего слова здесь еще не сказали. Между собой они уже сыграли, и в той партии, где черными фигурами предводительствовал Александр, он затеял совершенно великолепную потасовку. Комбинационные удары следовали с обеих сторон, и вопреки пословице зачинщик бури на сей раз получил очко...

И в заключение — тема, отношения к Монте-Карло и роскошному «Гранд-отелю» не имеющая, но к шахматам — первостепенное. В ответ на вручение адвокату Роберта Фишера вида на жительство в Исландии японские власти заявили, что выпустят его из лагеря для незаконных иммигрантов только в США. Что ждет там 11-го чемпиона мира — общеизвестно. В ответ парламент Исландии, где гроссмейстеров на каждую тысячу населения приходится больше всего в мире, сделал ход чисто шахматный и очень сильный: проголосовал за предоставление Фишеру исландского гражданства. Как теперь японцы собираются депортировать в Америку гражданина другой страны — неизвестно.

Результаты 4-го тура турнира в Монте-Карло см. на стр. 22.

Новости. Шахматы