Итоги супертурнира в Линаресе. Каспаров хлопнул дверью?
ШАХМАТЫ
Гарри Каспаров, проиграв в последнем туре, по дополнительным показателям занял первое место на супертурнире в Линаресе. И сделал сенсационное заявление.
ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ
Когда в последние дни параллельно проходили два очень заметных шахматных турнира – очень-очень традиционный, 22-й по счету в Линаресе и теперь уже тоже традиционный, 6-й, имени Карпова в тюменском поселке Пойковский, то, как ни странно, поначалу российский «круговик» с десятью титулованными участниками имел перед маститым зарубежным «конкурентом» некоторое преимущество. Верно, в Линаресе играли первые номера мирового рейтинг-листа, и если бы там был еще Владимир Крамник (в интервью «СС» он объяснил причины своего отказа), то более сильного состава придумать было бы невозможно. Но некая академичность партий, недостаточность в них искры Божьей и как следствие множество не самых боевых ничьих – все это несколько блекло на фоне рукопашных схваток, то и дело возникавших в Пойковском.
Но второй круг Линареса – о первом разговор на страницах «СС» уже шел – по сути дела, изменил картину. Общий ли настрой участников несколько преобразился или, скорее, подкралась усталость, при которой слабости каждого человека вообще и шахматиста в частности маскировать куда сложнее, только рисунок боя стал иным. Окончательно разыгрался лидер и фаворит турнира Гарри Каспаров: со своим уникальным умением концентрироваться на каждую партию он буквально подавлял тех соперников, которых превосходил и по силе игры. Вспомните его поединок с почти непробиваемым англичанином Майклом Адамсом: стоило тому белыми завязать острую поножовщину со взаимными шансами, как Каспаров подавил его сначала психологически, а затем и в чисто шахматном плане, использовав единственную ошибку партнера. Мне могут возразить: а если бы ошибки не случилось? Что ж, не было бы шахмат вообще: безошибочная игра, как и покой, всем нам только снится.
Другое дело, что во втором круге свою лепту в развитие событий явно внес турнир в Вейк-ан-Зее. Да-да, тот самый, который завершился менее чем за две недели до начала Линареса, и в котором играли и его победитель венгр Петер Леко, и индус Вишванатан Ананд, и Адамс, и все они там выкладывались на полную катушку, ведя борьбу за первое место. Две недели – это, быть может, достаточный срок для отдыха, скажем, теннисистов, но в шахматах… Словом, прав был, видимо, Крамник, именно по этой причине не поехавший в престижный и желанный Линарес.
Тем не менее чисто спортивный интерес к турниру стал ослабевать, когда Каспаров заметно ушел вперед, и за 4 тура до финиша стало ясно, что догнать его можно лишь теоретически. А все мы знаем, что теория, как говорил Поэт, мертва…
Только вот случилось невероятное. Испанский болгарин Веселин Топалов, державшийся более или менее в тени, начал на финише бросок невероятный. Забегая чуть вперед, скажу, что три очка в трех последних турах во всю историю Линареса не набирал, кажется, никто: в супертурнирах последнего десятилетия – совершенно точно. Причем он, шахматист острейшего стиля, никогда не жалевший собственные пешки и фигуры за атаку и даже за инициативу, тут показывал филигранную технику, по-прежнему основанную на богатейшей фантазии. Вот его поединок из предпоследнего тура.
ВАЛЬЕХО – ТОПАЛОВ
29…b4 30. ab Лb8! 31. Ла1 Л:b4 32. Ла3 а4!
И начинает чувствоваться слабость диагонали а6-f1 и пункта с4 в особенности, куда после подготовки сможет ворваться черный конь с «вилкой» на короля и ладью. Беда белых еще и в том, что разменять пешки ферзевого фланга они не в состоянии.
33. Са2 Сс4 34. Сb1 Cf1 35. Ca2 Лаb7 36. Kc2?
Вот и ошибка, столь частая при трудной защите. Затягивало сопротивление лишь 36. Кр f2, уводя властелина из опасной зоны.
36… Л:b2 37. Л:а4 Лс7 38. Крf2 Cb5.
Потеря фигуры неизбежна, белые сдались.
Итогом всего этого стало, что к последнему туру Топалов отставал от Каспарова лишь на очко и белыми играл на финише именно с ним. Увы, оба они и все участники знали, что исход партии, конечно, принципиален и важен, но на судьбу первого места повлиять уже не может. Потому что…
МОДА КАК СИМВОЛ РЕГРЕССА?
С тех пор, как в 1851 году прошел Первый международный турнир, шахматисты начали занимать в таблице одно и то же место или одни и те же места. Но призы нужно было делить, и стали возникать дополнительные показатели. Появились системы Бергера, Бухгольца, в наши дни добавились «прогресс», «усеченный Бухгольц» и т. д. – нормальным людям незачем занимать место в мозгу подобной статистикой. А вот совсем недавно в моду вошло еще одно «изобретение» – кто больше побед одержал черными. Приемлемое в турнирах по швейцарской системе или по нокаут-системе, оно категорически инородным телом выглядит в обычных круговых турнирах, особенно если они проходят в два круга. И тем не менее организаторы Линареса именно такую новомодность поставили во главу угла: личные же встречи участников опустились аж на третье место. Поэтому наши герои превосходно знали: даже поражение Каспарова не может лишить его победы.
Другое дело, что проигрывать Гарри никак не собирался. И потому, что Топалов не выигрывал у него уже 9 лет. И потому, что сильные шахматного мира сего вообще очень ревниво ведут личные счеты – на доске, разумеется. Тем не менее роковая ошибка сделала свое черное дело.
ТОПАЛОВ – КАСПАРОВ
22. Л:f1 Л:f1+ 23. Кр:f1 К:d4 (коневой эндшпиль без пешки безнадежен) 24.сd d5.
Черные возлагают свои надежды на то, что белые пешки сдвоены, но создать непробиваемую крепость им не удается.
25.Крf2 Кре7 26.Крf3 Крf6 27.h4 g6 28.b4 b5 29.Крf4 h6 30.Крg4.
Черные сдались. У них цугцванг, и помешать белому королю проникнуть на поле f5 (после h4-h5) они не в состоянии.
И тем не менее поздравить Топалова тоже надо. У него немало выигранных турниров, в том числе мощный Великий Новгород-1996, но разделить первое место в Линаресе – это более чем почетно.
АКТ ПОСЛЕДНИЙ?
А на закрытии турнира прозвучало сенсационное заявление Каспарова: он покидает профессиональные шахматы. Подобные намеки из его уст уже звучали: дескать, победы даются ему труднее, чем несколько лет назад, борьба за возвращение короны по вине ФИДЕ становится делом, скорее, виртуальным, его детище – план объединения шахматного мира рухнул. Поэтому Гарри отказывается от официальных турниров (он и так, кроме как иногда на Олимпиадах да в командных Кубках Европы, не играл), сохраняя для себя лишь быстрые шахматы и сеансы одновременной игры – видимо, для заработка и для того, чтобы периодически показывать всем, кто в шахматном мире хозяин. Будет ли он играть в турнирах частных, мы узнаем очень скоро: ведь в мае в Софии планируется супертурнир, на участие в котором он давал предварительное согласие.
И еще, своим преемником на троне он назвал 15-летнего Сергея Карякина из Симферополя. Тот действительно прекрасно играет, не устраивает истерик при проигрыше и очень достойно ведет себя в минуты побед. В январе он выиграл турнир Б в Вейк-ан-Зее и в следующем году станет самым молодым участником за всю историю турниров А, то есть супертурниров. Что ж, некогда Каспаров предсказал своему ученику Владимиру Крамнику шахматную корону – и из рук в руки, хотя и без малейшего собственного желания, ее передал…
Если все это сказано не под мимолетным влиянием ошибки в партии с Топаловым, это грустно. Мало кто верит в успех третьего похода Каспарова в большую политику, но все, даже его недруги, смолкают перед его шахматным авторитетом.
А ведь в Библии сказано: «Не зарой талант свой в землю». Даже если тебе 42 – всего 42! – года, и ты уже 20 лет живешь на шахматном Олимпе.
Не зарой!
22-й супертурнир
«Сьюдад де Линарес».
20-я категория. Линарес (Испания)
14-й тур. Топалов (Болгария) – Каспаров (Россия) – 1:0. Леко (Венгрия) – Вальехо (Испания) – 0,5:0,5. Ананд (Индия) – Адамс (Великобритания) – 0:1.
Итоговое положение участников. 1. Каспаров – 8 очков. 2. Топалов – 8. 3. Ананд – 6,5. 4. Леко – 6. 5. Адамс – 5,5. 6. Касымджанов (Узбекистан) – 4. 7. Вальехо – 4.