Кто растащил доску на 64 квадрата? Чемпион мира Владимир Крамник рассказал нашему корреспонденту Якову Дамскому о ситуации вокруг шахматной короны
ШАХМАТЫ
На днях на собирающемся Президентском совете Международной шахматной федерации будет вынесено решение, каким быть дальнейшему розыгрышу первенства мира. Ведь Гарри Каспаров и его «баш тренер» Клара Шагеновна – мама 13-го чемпиона мира – всерьез объявили, что, порвав с ФИДЕ, Каспаров вести борьбу за титул в нынешних условиях отказывается. Разговор с правящим шахматным королем Владимиром Крамником начался именно с этой темы.
– Володя, в шахматном мире так заведено, что через два, максимум три года тебе нужно защищать свое звание. Против кого защищать? Система ведь развалилась. Словом, каким ты видишь следующий матч за корону?
– Пока еще трудно сказать. Известно, что в 2002 году мы подписали в Праге соглашение об объединении шахматного мира, но, к сожалению, все пошло не так, как хотелось бы. ФИДЕ почему-то перестала выполнять условия соглашения, а по правде говоря, и не начинала это делать. Мы со своей стороны провели намеченный цикл: был турнир претендентов, который выиграл Леко, я сыграл с ним матч и отстоял титул. Свою часть соглашения выполнил. Сделал все, что обещал. Но с другой стороны не последовало никаких шагов, сорвались матчи Каспарова с Русланом Пономаревым и Рустемом Касымджановым. А в последнем заявлении Гарри Кимович объявил о полном разрыве с ФИДЕ и отказе от борьбы за первенство мира. В принципе его можно понять, потому что ФИДЕ действовала совершенно неадекватно ситуации. Но сейчас надо срочно что-то организовывать, а у меня такое впечатление, что в ФИДЕ никто ничего не хочет. И не может! Поэтому надо посидеть, подумать, поговорить с разными людьми, с организаторами, и очень боюсь, что такую работу мне придется взвалить на себя. Или делать ее с кем-то вместе: не может же шахматный мир существовать без розыгрыша первенства мира. Я надеюсь, что это получится.
– Шахматная корона прошла два этапа своего существования. Половину ХХ века борьба за нее шла по формуле ФИДЕ: зональные, межзональные, претендентские турниры и матчи. Но ведь до того лет 70 чемпион просто принимал или отклонял вызовы на матч, а то и, как Стейниц, сам посылал вызов достойному. Так, если гора не идет к Магомету, почему бы Магомету не пойти к горе? Или эта идея безнадежно устарела?
– Да нет. Я просто считаю, что какой-то отбор должен быть. Ведь сейчас в шахматах нет игрока, который реально намного превосходил бы других. Претендентами можно считать Ананда, Леко, Топалова, Адамса, конечно же – Каспарова. Они, по сути, равны, может быть, Ананд и Леко чуть-чуть, совсем чуть-чуть сильнее. Выбирать одного из них было бы несправедливо по отношению к другим. Поэтому в идеале я видел бы турнир сильнейших и победитель получал бы право на матч. Но тут все зависит от спонсоров, и организация такого турнира требует множества усилий, контактов. Будем пытаться все это делать, хотя, строго говоря, это обязанность ФИДЕ. Шахматисты же должны просто играть в шахматы.
– Оставим до следующего раза многие другие вопросы, и еще только один. Твой друг Виталий Кличко как-то предложил тебе пари-двоеборье. Если ты не дашь ему мат в 20 ходов, то вы выходите на ринг, и для окончательной победы тебе надо продержаться всего 30 секунд. Не потянуло на такую авантюру, Таль ведь выходил на арену корриды?
– Виталий в шахматы неплохо играет, и совсем не факт, что к 20-му ходу удастся заматовать его короля. Но то, что я 30 секунд не продержусь с ним на ринге, это я точно знаю и пари отклонил. Мы с ним часто перезваниваемся, я смотрю все его бои, он следит по Интернету за турнирами, в которых я играю. Вот за день до начала Вейк-ан-Зее он мне позвонил и среди всего остального сказал, что после трудного матча с Леко мне надо сначала полностью потерять форму, а потом стартовать как бы заново. Я ответил, что первую часть совета выполню полностью, что же касается второй…
Мы частенько пересекаемся, хотя у него множество разъездов: Европа, США, Украина, Россия. Но мы договорились встретиться в апреле в Германии, где у его брата Владимира будет бой. Виталий ему секундирует, а я подъеду обязательно.