Крутой взлет Сутовского на пьедестал
ШАХМАТЫ
Победителем турнира «Аэрофлот Оупен», проходившего в Москве, стал израильский гроссмейстер Эмиль Сутовский. Лидировавший до последнего момента гроссмейстер из Казани Андрей Харлов потерпел всего одно поражение – в последнем туре – и турнир проиграл.
В турнирах по швейцарской системе такое случается довольно редко: чтобы участник, идя на предпоследний, 8-й тур, на добрых 99 процентов чувствовал себя победителем. А вот на турнире «Аэрофлота» казанский гроссмейстер Андрей Харлов, лидировавший, как говорят шахматисты, всю дорогу, – чувствовал! Для окончательной победы ему, правда, требовалось пожертвовать творчеством ради арифметики. Но то, если честно, была арифметика победы. Харлов сделал менее десятка ходов во встрече с экс-чемпионом России Сергеем Волковым, который черными на рожон, разумеется, лезть не пожелал, и оставалось Андрею только не проиграть в последнем туре.
Его могли догнать тот же Волков и вновь ворвавшийся в группу лидеров Василий Иванчук. При дележе первого места в ход идут дополнительные показатели, первый из которых весьма и весьма спорен. Приоритет на этом турнире отдавался тому, кто в девяти турах чаще играл черными фигурами. Тут вся лидирующая троица находилась в равном положении. А вот то, что Харлов все время шел впереди и сражался с сильнейшими, – по этому и иным показателям он шел вне конкуренции по сравнению и с Волковым, и с Иванчуком. Так что помешать ему отправиться в Дортмунд на круговой супертурнир могло лишь поражение на финише, что для всех и для него самого выглядело маловероятным. Но…
Поскольку с обоими ближайшими преследователями Андрей уже играл, то компьютер, проводящий перед каждым туром жеребьевку и тратящий на нее от силы секунд 30, определил Харлову в соперники Владимира Акопяна. Тот в свое время был и шахматным принцем – так называют чемпионов мира среди юношей до 20 лет (предшественники – Спасский, Карпов, Каспаров – нужно ли продолжать?), и вице-чемпионом мира по версии ФИДЕ в 1999 году, и победителем не менее полудюжины международных турниров. Одно это суховатое перечисление говорит об истинной силе симпатичного 34-летнего гроссмейстера, не скованного к тому же в последнем туре бременем лидерства и близостью возможной победы. Харлов же, сэкономив накануне силы, видимо, потерял ощущение боя, остался сначала без пешки, затем попал под атаку – и… Первое поражение в последнем туре – тут есть за что предъявлять претензии к шахматной богине Каиссе. И к самому себе, естественно.
Итак, Андрей и Владимир сравнялись в таблице. И все внимание перешло к столику, за которым Василий Иванчук сражался с Этьеном Бакро. Довольно быстро французский чемпион остался без пешки, но, увы, – нервы есть и у гениев. Перевес Иванчук выпустил, сделал ничью, обогнать Акопяна с Харловым не смог и лишь пополнил собой группу лидеров. Все? Пора считать дополнительные показатели, о которых я уже говорил? Ничего подобного! Перегнул белыми палку Сергей Волков, проиграл, и трио превратилось в квартет – названные ранее и экс-чемпион Европы Эмиль Сутовский. Черными фигурами в турнире он предводительствовал столько же раз, сколько и Харлов, а вот далее…
Словом, первое место и путевка в Дортмунд достались именно израильскому гроссмейстеру, воспитаннику бакинского Дворца пионеров. Так что конгломерат победителей, выступающий под четырьмя флагами, на самом-то деле «из одного стручка». Все прочие, истинно зарубежные страны могут отдыхать.
Что ж, крупнейший Оупен-турнир года завершен. Мы остаемся без шахмат? Как бы не так! Вчера же в испанском Линаресе сыгран первый тур суперсоревнования, а сегодня в Москве стартует крупный столичный Оупен. И в нем, даже не переведя дух, сыграют многие участники «Аэрофлота». К слову, этим соревнованием Московская шахматная федерация открывает свой многолетний цикл крупных форумов.