Эло сортирует таланты

Последние туры решат, кто повысит свой коэффициент по системе Эло по окончании турнира «Аэрофлот оупен».
news

ШАХМАТЫ

 Последние туры решат, кто повысит свой коэффициент по системе Эло по окончании турнира «Аэрофлот оупен».

С подачи математика Арпада Эло, американца венгерского происхождения, в шахматном мире воцарилась система индивидуальных коэффициентов, которая во многом подменила собой прежнее вековое деление на разрядников и кандидатов в мастера, мастеров и гроссмейстеров. «Какой у тебя Эло?» – вопрос этот задают и друзья, и враги, и в первую очередь организаторы всех на земле соревнований. И постепенно эти условные единицы (прошу не путать с американскими долларами, которые советско-российские официальные лица стыдливо тоже именовали у.е.) получили роль главенствующую: есть у гроссмейстера 2700 – дорога ему открыта хоть в Линарес, хоть в Дортмунд; нет у него 2650 – изволь в тот же Дортмунд пробиваться. Ну хотя бы через турнир Аэрофлота.

Только реальная жизнь – она все же мудрее математики. Лишь 36-е место по рейтингу занимал в стартовом листе турнира «А1» казанский гроссмейстер Андрей Харлов со своими 2614 единицами Эло, но позади уже более половины дистанции, а его фамилия первую строку в таблице не покидает. Разве что делит ее с другими асами, тоже не всегда находящимися среди рейтинг-фаворитов. Только давайте не будем судить за эти неувязки покойного профессора: он-то придавал своей арифметике подсобную роль, а за суперусердных своих последователей, которые в ФИДЕ получают неплохие деньги за так называемый «обсчет» каждого турнира для установления рейтингов, ответственность не несет.

Хочу напомнить, что единоличным лидером после 4-го тура Харлов стал, победив Василия Иванчука. Эндшпиль, который у них получился, даже в учебниках для начинающих однозначно оценен как ничейный, но Василий есть Василий: он может придумать невероятное и столь же невероятное может натворить. Так что же, Харлова кривая вывезла? А вы вспомните прошлогодний чемпионат мира по версии ФИДЕ, в котором Андрей уверенно дошел до четвертьфинала. То есть попал в восьмерку сильнейших – при 128 участниках. Так что впору вспоминать знаменитое суворовское: «Раз везет, два везет, помилуй Бог, где-то должно быть и умение»…

В пятом туре Андрею пришлось отражать поползновения Виорела Бологана (формально он из Молдавии, но давно уже живет в Москве), который явно не прочь был повторить свои победные шаги позапрошлого года: первые места на «Аэрофлоте» и в немецком Дортмунде. А в шестом, сегодняшнем, вновь черными уравнивать игру против нового «солидера» – экс-чемпиона Европы, воспитанника бакинского Дворца пионеров, а ныне израильтянина Эмиля Сутовского. И к той минуте, когда я пишу эти строки, даже перехватить инициативу.

До сегодняшнего дня практически так называемых «гроссмейстерских», то есть коротких, ничьих в турнире сильнейших не было. Но вот Этьен Бакро заключает мир на 11-м ходу с молодым украинским олимпийским чемпионом Павлом Эльяновым. Означать это может лишь одно: многократный чемпион Франции отказался от надежды занять первое место. А второе или там пятое – для него лично в одной цене.

Только на два хода дольше «сражались» китаец Ни Хуа с Владимиром Акопяном – причина вполне может быть той же самой. Но все же это исключения из правил: борьба идет не на жизнь, а на смерть. И если сегодня экс-чемпион мира по версии ФИДЕ Александр Халифман реализует свою лишнюю пешку против Тиграна Петросяна, а Виорел Бологан выжмет нечто реальное из своего позиционного перевеса в партии с экс-чемпионом России Сергеем Волковым (тот мира не признает и играет без ничьих: 4 победы и 1 поражение), то группа лидеров по своей населенности вполне может превратиться в этакую коммунальную квартиру.

В одном только не приходится сомневаться: прекрасных образцов шахматного искусства все мы получим предостаточно. Чем вам, например, может не понравиться прямо-таки учебная позиция на тему цугцванга. Яан Эльвест – Валерий Неверов

Белые: Крg1, Фg3, Лf2 – Лf4, Се4 ппп: а4-b2-с4-d3-е5-g2-h2

Черные: Крh8, Фd8, Л b6 – Лf8 Cе6 пп: а5-b7-c5-d4-f7-g7-h6

Последовало не слишком сложное, но изящное 27.Фg6!! fg 28.Л:f8+ Ф:f8 29. Л:f8+ Крh7 30. Cd5.

 Взять этого слона равносильно капитуляции. Черные ищут иную защиту – 30…h5, но после 31.h4! оказываются в положении классического цугцванга: ходить надо, а ходить нечем.

 31…g5 32.Ce4+ g6 33.Лf6 gh 34.. C:g6+ Крg7, и, не ожидая очевидного 35.Сf7, черные сдались.

Новости. Шахматы