Короли торопятся в «Россию»

Сегодня в крупнейшей столичной гостинице «Россия» стартует представительный турнир «Аэрофлот оупен».
news

ШАХМАТЫ

 Сегодня в крупнейшей столичной гостинице «Россия» стартует представительный турнир «Аэрофлот оупен».

Президент Международной шахматной федерации и Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов, ставший миллионером задолго до восхождения на оба упомянутых трона, очень любит повторять довольно модную фразу: «Если ты умный, то почему бедный?» Рожденная в Америке, эта истина представляется мне крайне сомнительной. Иначе с чего же век за веком уходили из этой жизни в голоде и холоде те, кого потом человечество и время безоговорочно признавали гениями? Но все же волей-неволей надо признать: все достойное на земле придумали все-таки умные.

Шахматный турнир «Аэрофлота» – тоже. Вообще-то нужно множество компонентов, чтобы на ровном месте, с нуля организовать крупнейший шахматный форум, даже если есть краеугольный камень – какое-то количество денег. А если и их нет, то, как говорится, тады ой. И все же когда находится умная голова, то даже на пустыре из ничего можно возвести роскошное здание, дающее людям радость.

 Голова эта принадлежала Александру Баху, который тогда не был еще исполнительным директором Российской шахматной федерации. Он просто подметил и свел воедино то, что до него никто сделать не додумался. Компонентами успеха стал, во-первых, тот факт, что все еще очень могучий Аэрофлот, выполняя незыблемое международное соглашение, зимой гоняет либо полупустые, либо практически просто пустые рейсы едва ли не во все концы планеты. Во-вторых, то, что четыре года назад российский народ, едва очухавшийся от организованного государством дефолта, отнюдь не переполнял московские гостиницы, и зимой свободных мест в них было предостаточно. И в-третьих, то, что шахматисты очень любят играть и, не сомневаюсь, с удовольствием станут делать это не только в райских условиях, но и в аду. А уж если условия приближены к райским…

Суть организации я уложил в один газетный абзац. Работа у Баха заняла побольше года. Надо было связаться с людьми высокого ранга, имеющими право принимать решения и отвечать за них. Надо было решать сотни организационных вопросов. Надо было, наконец, найти схему, которую сочли бы для себя приемлемой сотни шахматистов самого высокого ранга.

 Все это состоялось. За обычный турнирный взнос, принятый на всех турнирах мира, шахматистов бесплатно вез в Москву и обратно Аэрофлот, и они бесплатно селились в гостинице «Москва». И действительность превзошла все ожидания. Турниры «А», «В» и «С» в рамках Аэрофлота собирали по 600–700 участников, а прошлогодний попал в Книгу рекордов Гиннеса: впервые в одном соревновании на старт вышли 164 гроссмейстера. По абсолютному количеству носителей высшего шахматного звания турнир нынешнего года, может быть, и превзойдет прошлогодний, но вот нового рекорда Гиннеса не будет: там нужно превышение в 10 процентов. Но согласитесь, 54 национальных флага, 670 человек за неделю до старта – это впечатляет. И не случайно в очередь к Баху выстроились испанцы, китайцы, еще кто-то: просят и им помочь по разработанной схеме организовать подобные мировые форумы. А к Аэрофлоту готовы примкнуть многие другие авиакомпании: зима-то ведь и им уполовинивает число пассажиров.

Каждый из упомянутых («А», «В» и «С») турниров имеет самостоятельное значение. У них свой призовой фонд, но победитель самого главного получает еще заветную путевку на соревнования в немецкий Дортмунд летом этого года: хочу напомнить, что там собирается один из наиболее представительных шахматных форумов и борьба идет по круговой системе. Правда, в этом году несколько изменена формула турнира «А»: он разделен на две подгруппы, обе гроссмейстерские, но неравные по рейтинг-коэффициентам. Это, во-первых, позволит большему числу «гроссов» бороться за призы (общая сумма призового фонда поднята нынче до 175 тысяч долларов: теннисисты бы улыбнулись ехидно, шахматисты улыбаются удовлетворенно; к слову, за эту сумму будут спорить многие именитые. Среди них два экс-чемпиона мира по версии ФИДЕ: Руслан Пономарев из Украины и Александр Халифман из Питера. Однако громкие титулы первых мест им отнюдь не гарантируют: если быть объективными, то взлеты гроссмейстеров уже в прошлом), а во-вторых… позвольте, друзья, здесь поставить точку, но заверяю вас: когда это самое «во-вторых» обретет законную жизнь, шахматный мир ахнет. Хотя еще не скоро. Потому что тут тоже заложена очень умная мысль.

Новости. Шахматы