Победы чужим оружием. Участники турнира в Вейк-ан-Зее проявили смекалку, делая неожиданные ходы
ШАХМАТЫ
СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ
В девятый игровой день турнира, проходящего в голландском Вейк-ан-Зее, одной из самых популярных партий была русская. А партия россиянина Александра Морозевича, одержавшего вторую победу подряд, была признана зрителями самой интересной в туре.
– Сегодня все партии интересные, кроме нашей, – сказал, войдя в пресс-центр, лидировавший на турнире болгарин Веселин Топалов. Его шахматный облик у меня ассоциируется с неким благородным рыцарем из числа тех, кто восседал за круглым столом короля Ричарда Львиное Сердце. Порой, во время или накануне партии, его взгляд становится упрямым, суровым, и даже подбородок как-то выдвигается вперед, но стоит завершиться борьбе – и он сразу общительный парень, охотно идущий на контакты и ничем не подчеркивающий свое высочайшее третье место в мировом рейтинг-листе.
– Веселин, вообще-то мало кто в этом признается, – откликнулся я на его реплику.
– А что поделаешь, если это правда…
Действительно, большого сражения в его встрече с Вишванатаном Анандом не получилось. Отстававший от лидера на пол-очка Виши не стал испытывать судьбу и ставить на попа свое турнирное положение, и победному журавлю в небе предпочел мирную синицу в руках. Для этого он избрал в ответ на 1.е4 русскую партию, известную своими миролюбивыми тенденциями. К слову, если бы наши дипломаты прилично играли в шахматы, они вполне бы могли использовать такую тенденцию русской партии в качестве веского доказательства миролюбивости России.
Ну а если серьезно, то партия, хотя Топалов и избрал в ней самую современную агрессивную схему, быстро привела к упрощениям и ничьей.
Что ж, видимо, Ананд, не рискуя, сделал ставку на финиш, где трое из четверых его соперников (оставшиеся матчи ему предстоит провести с Ван Вели (белыми), Полгар (черными), Адамсом (белыми) и Соколовым (черными). – Прим. ред.) к сильнейшим участникам турнира не принадлежат и стоят в конце таблицы.
Совершенно иной рисунок возник в другой русской партии тура, выбранной другим теневым лидером, Майклом Адамсом. Руслан Пономарев белыми разыграл ее довольно пассивно, и англичанину удалось сконцентрировать свои силы на королевском фланге, после чего жертвой фигуры начать прямую атаку на вражеского властелина. Руслан нашел, по-видимому, единственную защиту, отбился, но лишнюю фигуру пришлось возвратить и остаться без пешки. Впрочем, большого значения это уже не имело: взаимные пешечные слабости предопределили ничейный исход.
Владимир Крамник по праву считается лучшим в мире – или, по крайней мере, одним из лучших – знатоком так называемого челябинского варианта в сицилианской защите. Его усилиями эта дебютная схема из экзотической превратилась едва ли не в самую распространенную, самую модную на сегодняшний день. Вот и Люк ван Вели, играя с Крамником черными, неожиданно обратился к любимому оружию своего соперника, заставив чемпиона мира играть как бы против самого себя. Прием этот не новый, встречался многократно на протяжении последнего века и часто приносил желаемое тем, кто прибегал к использованию чужого оружия. Голландец не оказался исключением, хотя по ходу борьбы у белых и была лишняя пешка. Но сохранившиеся немногочисленные черные фигуры стояли активно, и очень досадная для Крамника ничья была зафиксирована. Хотя вообще-то ван Вели – орешек крепенький. В 9 турах он сотворил свои 8 ничьих, лишь однажды уступив нашему Свидлеру.
Петр на сей раз участвовал в очередной российской междоусобице, все поединки в которой пока кончаются победой одного из участников. Не было исключения и тут: Александр Грищук пережил во время партии целых два привычных для себя, но от этого не менее страшных цейтнота. Скажем, при первом временном контроле у него оставалось менее шести минут на 16 ходов в острейшей позиции, где без дальнего расчета вариантов просто не обойтись. 40-й ход черные сделали за три секунды до падения флажка. Второй временной контроль – повторение пройденного, и закончился он для Грищука просмотром. Правда, в позиции, где Свидлер все равно должен был победить. Два с половиной очка, набранных в трех последних турах, увели четырехкратного чемпиона России относительно далеко от последних строк в таблице.
Покинул последнее место и Александр Морозевич, одержав черными вторую победу подряд. Он в дебюте пожертвовал Ивану Соколову пешку, загнал соперника в цейтнот и в острейшей борьбе, где сделал длинную рокировку лишь на 32-м ходу, начисто переиграл голландца. Зрители признали партию самой интересной в туре.
Но гораздо большее значение в чисто спортивном отношении имел поединок Петера Леко с Найджелом Шортом. Белые имели, как это им и положено, небольшой перевес по дебюту, который Леко наращивал буквально по грамму или по миллиметру. А под конец использовал тактическую возможность и изящно пожертвовал ладью, но при этом черная ладья и конь не могли справиться с белой пешкой, неудержимо рвущейся в ферзи.
Лазаро Брузон тоже использовал фирменный дебют Крамника – так называемую «берлинскую стену», которая принесла Владимиру титул чемпиона мира в матче с Гарри Каспаровым на исходе минувшего века. Юдит Полгар со «стеной» не справилась, хотя партия завершилась в глубочайшем ладейном эндшпиле, уже абсолютно ничейном.
Супертурнир 19-й категории
Вейк-ан-Зее (Голландия)
9-й тур. 25 января. Топалов (Болгария) – Ананд (Индия) – 0,5:0,5. Полгар (Венгрия) – Брузон (Куба) – 0,5:0,5. Соколов (Голландия) – Морозевич (Россия) – 0:1. Леко (Венгрия) – Шорт (Великобритания) – 1:0. Свидлер – Грищук (оба – Россия) – 1:0. Пономарев (Украина) – Адамс (Великобритания) – 0,5:0,5. Крамник (Россия) – ван Вели (Голландия) – 0,5:0,5. Положение участников: 1–2. Леко, Топалов –– 6 очков. 3–4. Адамс, Ананд –– 5,5. 5. Крамник –– 5. 6–8. Грищук, Брузон, Пономарев –– 4,5. 9–12. Шорт, Полгар, Свидлер, ван Вели –– 4. 13. Морозевич –– 3. 14. Соколов –– 2,5 очка.