Наши против Ананда. Сегодня стартует один из крупнейших турниров года

В голландском Вейк-ан-Зее открывается турнир 19-й категории сложности. В нем примут участие практически все сильнейшие гроссмейстеры мира, за исключением первого номера мировой десятки – Гарри Каспарова. Удастся ли действующему чемпиону турнира Вишваната
news

ШАХМАТЫ
СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ

В голландском Вейк-ан-Зее открывается турнир 19-й категории сложности. В нем примут участие практически все сильнейшие гроссмейстеры мира, за исключением первого номера мировой десятки – Гарри Каспарова. Удастся ли действующему чемпиону турнира Вишванатану Ананду сохранить титул? И кто способен перейти ему дорогу? Об этом размышляет обозреватель «СС».

Пожалуй, в этом мире нет ничего абсолютного. Даже тот факт, что Наполеон Бонапарт, к слову, в шахматы игравший из рук вон плохо, умер 5 мая 1821 года, верен только по принятому у нас календарю. Для мусульманских стран – это совсем иная дата. Для китайцев, японцев, евреев и многих других – еще раз иная. А ведь в сумме эти «инакомыслящие» составляют половину человечества! К тому же не поклянусь, что на всех географических картах мира остров Святой Елены называется именно так…

Вот потому-то и не стоит относиться к стартующему сегодня турниру в голландском городе – а может, крупном селе? – Вейк-ан-Зее как к очередному форуму 19-й категории сложности по шкале Международной шахматной федерации: дескать, видали мы и 22-ю категорию. Рейтинг турнира понизили несколько его участников, попавших сюда по причинам, более чем обоснованным. К примеру, кубинец Лазаро Брузон в прошлом году победил здесь же на турнире класса «В», и его появление в турнире «А» – это требование закона, исполняемого в Голландии неукоснительно. К слову, чтут здесь и традиции.

В НАГРАДУ ЛУЧШИМ – ГОРОХОВЫЙ СУП

На заключительном банкете, например, участникам при полном изобилии на столе неизменно подают чашку простого крестьянского горохового супа. А дело в том, что, когда собрался первый послевоенный турнир в соседнем городке Бевервейке, страна жила голодновато, и гороховый суп заменял все существующие на свете деликатесы. С той поры минуло почти 60 лет, но традиция живет!

Несколько понизили категорию нынешнего турнира и два местных гроссмейстера – Люк ван Вели и Иван Соколов. Только если первый из них – природный голландец и как бы продолжатель линии сильнейших шахматистов Запада Макс ЭйвеИоганнес ДоннерЯн Тимман, то второй переехал из Боснии и натурализовался несколько лет назад. К слову, в свое время Виктора Корчного, не возвратившегося в СССР, Голландия приютила, но ненадолго, и пришлось ему перебраться с остановками на южную сторону Европы. Но, увы – участие голландцев практически тоже обязательно, иначе за кого же болеть местным поклонникам шахмат, исправно приезжающим на турнир со всей страны? Звучит это громко, но чаще всего путь укладывается в какой-нибудь час на машине. В Москве за такое же время я порой проезжаю километра 3-4, вспоминая при сидении в пробках все мыслимое и немыслимое: от «Отче наш» до конфликта с учителем физики в шестом классе средней школы…

Но те гроссмейстеры, которых я назвал и которые «приопустили» турнир, погоды не делают. Все решает участвующая в нем первая мировая десятка, из которой отсутствуют лишь №1 и №10. Это Гарри Каспаров и Алексей Широв. Правда, первый вроде бы сожалел о том, что из-за неопределенности с его матчем против чемпиона мира по версии ФИДЕ Рустамом Касымджановым не смог дать организаторам турнира вовремя положительный ответ, но факт остается фактом: Великого и Ужасного, ставшего к тому же недавно чемпионом России, в Вейк-ан-Зее не будет. Как впрочем, не было и в прошлом году, и в позапрошлом, и во всех других, за исключением 2001-го.

Только согласитесь: когда на старте появляются восемь шахматных гигантов да к ним примыкает экс-чемпион мира по той же версии ФИДЕ Руслан Пономарев, ни скучным, ни банальным такой турнир назвать невозможно. Даже если он без рекордной категории сложности. И не сомневаюсь: будущего победителя великий Зигберт Тарраш, которого 100 лет назад называли учителем гроссмейстеров, непременно предложил бы считать турнирным чемпионом мира.

Только кто же им станет? Как говорят, поле ровное, мяч круглый, игра покажет. А по прогнозам….

КТО ПОБЕДИТ? АНАНД ИЛИ КРАМНИК

Темна вода в облаках. Так сказано в одной из священных книг, и иносказательность эту вполне можно экстраполировать и на шахматы. По всем законам арифметики наилучшие шансы у Вишванатана Ананда и Владимира Крамника. Сильнейший шахматист родины шахмат после своего – или его жены? – неожиданного отказа от матча с Каспаровым за мировую корону пять лет назад выиграл почти все турниры, в которых участвовал: и по классическим шахматам, и по быстрым, и по блицу. Он ведь, набираясь еще мальчишкой мастерства в советских турнирах, отличался невероятной скоростью шахматного мышления: имея 2,5 часа времени, тратил на партию минут по 30-40! С возрастом реактивность, естественно, несколько уменьшилась, но как же возросло понимание Игры и глубина замыслов – о знаниях и говорить не приходится.

Кстати, в прошлогоднем и позапрошлогоднем Вейк-ан-Зее он и был первым, и вошел в число славных четырехкратных корифеев этого соревнования. Назвать их? Чемпион мира Макс Эйве и неоднократные реальные претенденты на это звание венгр Лайош Портиш и Виктор Корчной. Неплохая, в общем-то, компания.

Владимир Крамник в особых аттестациях не нуждается. Теперь он обладатель двух символических лавровых венков чемпиона мира по классическим шахматам, причем сам Гарри Каспаров некогда назвал 16-летнего мальчишку своим наиболее вероятным преемником. Что, впрочем, не помешало ему переживать до крайности, усиленной восточным темпераментом, когда эта преемственность обозначилась. Но, оставаясь гражданином России, Крамник уже несколько лет живет в Париже (дух Алехина и пример Спасского что ли влекут за собой?), и, с моей точки зрения, ему начинает не хватать нашей неповторимой шахматной среды, хотя работает он по-прежнему в основном с российскими гроссмейстерами. Вы знаете, что в конце года он по рекомендации врачей отказался от участия в сильнейшем чемпионате России, а теперь вот впервые за долгие-долгие годы не выйдет на старт традиционного супертурнира в февральском испанском Линаресе, где его место уже отдано нынешнему чемпиону мира Рустаму Касымджанову, имеющему самый низкий рейтинг среди линаресской семерки участников? И при всем при том Крамник остается Крамником, который способен на все.

Да, эти двое – сродни небожителям на этом турнире. Но ведь есть еще и труднопредсказуемые москвич Александр Морозевич и болгарский испанец Веселин Топалов – в минуты вдохновения им все по плечу. Есть еще юный Александр Грищук, самый молодой в истории олимпийский чемпион в составе сборной России и давно уже один из сильнейших в мире. Есть венгр Петер Леко, который после ничейного матча за корону с Крамником только еще более уверовал в свою недюжинную шахматную силу – в молодости ему не хватало именно этого. Есть, наконец, Петр Свидлер, и поверьте: случайно четырежды на чемпионатах России не побеждают.

Не отношу к этим славным Руслана Пономарева, удостоенного за свою былую победу на чемпионате мира ФИДЕ высшего ордена Украины. Да, та победа выглядела вполне заслуженной, но сама формула чемпионата увеличивала роль случая многократно. И главное – после того совсем еще юноша Пономарев под чужим недобрым влиянием наломал столько шахматных и нешахматных дров, что за доской появляется довольно редко и без особого блеска.

Впрочем, не будем гадать. Через несколько часов в Вейк-ан-Зее пойдут в ход шахматные часы.

Редакция благодарит за помощь в организации этого репортажа издательство «РИПОЛ КЛАССИК», выпускающее превосходную шахматную литературу.

Новости. Шахматы