Выйдет ли Каспаров из засады?

На турнире всех волнует главный вопрос: сумеет ли Гарри Каспаров совершить финишный спрут.
news

ШАХМАТЫ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

На турнире всех волнует главный вопрос: сумеет ли Гарри Каспаров совершить финишный спрут.

НА ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

У человеческой памяти – свои законы. Самый «быстродействующий» в свое время шахматист мира мой друг Михаил Таль однажды рассказывал, и это вошло в книгу о нем, как во время партии ему вдруг вспомнилось двустишие Корнея Ивановича Чуковского, и экс-чемпион мира 40 минут решал, глядя на сложнейшую позицию на доске, задачу о том, как же все-таки вытаскивать из болота бегемота, если тот вдруг в болото провалится.

Даже в мыслях не сравниваю себя с гениальным Талем, но вчера во время очередного тура из каких-то закромов сознания вылезла школьная присказка, бытовавшая у нас в тот миг, когда началось изучение геометрии: «Биссектриса – это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Запомнивший ее мог рассчитывать избежать двойку и получить хоть баллом больше…

Да, турнирная дистанция чемпионата в эти дни как раз рассечена биссектрисой, и участникам осталось уже сыграть меньше, чем сыграно. А некоторым – даже гораздо меньше. Александру Грищуку, например, всего 4 партии, равно как и Алексею Дрееву, и еще кое-кому. Другим претендентам на высшие места – по 5 поединков. И чтобы точно определить шансы бойцов, скажем, после 6-го тура, я просто вынужден прибегнуть к старинной шахматной методике, в других видах спорта практически не применяемой.

КТО В «ПЛЮСЕ»?

Так вот: сейчас таблицу возглавляют Грищук и Каспаров, хотя в их строках и находится разное количество очков. Но у них – по «плюс 2», и это значит, что они имеют все условные ничьи и по две победы каждый. У Дреева – «плюс 1», получившийся из двух выигрышей, одного проигрыша и остальных ничьих. У замыкающих пока таблицу Александра Морозевича и Виталия Цешковского – по «минус 2», хотя ветеран одну партию и выиграл, зато три проиграл.

Произошла такая расстановка сил в первую очередь потому, что в 5-м и 6-м турах достаточно неторопливо продвигался вперед герой старта Александр Грищук. Сначала Петр Свидлер разыграл с ним тот же дебют, который сам Грищук применяет довольно часто, и даже во время печально знаменитого «Матча века» три года назад в Москве, когда сборная России уступила сборной всего остального мира. При этом показалось даже, что питерский гроссмейстер добился перевеса в мобилизации сил и в пространстве: во всяком случае король Грищука пешком отправился искать себе пристанище на том месте, куда он обычно попадает при помощи рокировки всего лишь за один ход. Только Александр при этом выглядел предельно спокойным. У него вообще-то непросто рассмотреть любые эмоции на лице во время самых драматических поворотов событий, но здесь спокойствие было прямо-таки олимпийским. И все потому, что, уступив и время, и место, черные сохранили за собой важнейший опорный пункт в центре. И когда на него переместился черный конь и белым пришлось отдать за него слона, стало ясно: ничего серьезного Свидлер не добился. Ничья. А назавтра – и вторая. Тут соперником лидера выступал 20-летний казанский гроссмейстер Артем Тимофеев, настроенный, к слову, весьма агрессивно. Не побоявшись загнать своих коней на ферзевый фланг, он выиграл пешку и мог на этом участке боя рассчитывать даже на большее. Но…

«Если в одном месте чего-то прибудет, в другом столько же убудет» – эта формула Ломоносова всесильна и в шахматах. И белые четко доказали это, бросив в жертву своего коня на центральное поле е6. А когда чуть позже Тимофеев вынужден был его взять, на недостаточно защищенный фигурами королевский фланг черных рванулись белые ладья и ферзь. Менее грозная фигура также сложила голову на алтарь атаки, а ферзь в одиночку замучил шахами черного короля.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ГАРРИ?

Тем временем в 6-м туре Гарри Каспаров все же переломил собственную турнирную невезучесть. Хотя соперник у него был не из слабых – лидировавший в тот момент Алексей Дреев. Он, правда, относится как раз к тому поколению шахматистов, на которых Великий и Ужасный нагнал в свое время изрядное количество страха, что и помогало Гарри громить всех и вся, но как раз к Алексею это относится меньше всего. Ранее соперники выигрывали друг у друга, правда, в быстрых шахматах, но сейчас осмелюсь на диагноз: мне кажется, Дреев черными, как говорят шахматисты, не угадал с дебютом. В сложнейшем варианте он, правда, применил новое продолжение, но возникшая позиция, во-первых, была у Каспарова получше, а во-вторых – точь-в-точь соответствовала именно сегодняшнему сиюминутному его состоянию. В боксе такую победу назвали бы техническим нокаутом – и в результате мы получили то, с чего начал я сегодняшний рассказ.

Седьмой тур проходит в те самые минуты, когда набирается газета, и все внимание в нем приковано к двум партиям. Естественно, это встреча Цешковский – Каспаров: первый из них стал впервые чемпионом Советского Союза в том самом чемпионате, в котором 15-летним юношей дебютировал второй.

Вы позволите маленькое отступление в то далекое время? Тогда Центральное телевидение и его 1-я программа к спорту относились иначе, и мне нужно было сделать часовую (!) передачу о первенстве страны в Тбилиси. Самый юный его участник интересовал всех, и мы снимали его в открытую и скрытой камерой, не жалея кинопленки, – видео еще было не в ходу. И в процессе съемок как же я был потрясен, когда выяснилось: появившийся пару недель назад том югославского «Шахматного информатора» Гарри знал наизусть. Все 700 с лишним партий! И очень о многих имел свое собственное мнение! Не влюбиться в него было совершенно невозможно, как и не понять, что следующий чемпион у шахматного мира уже есть…

И вторая центральная партия дня – поединок отдохнувшего накануне Морозевича с Грищуком. Лидер черными играет с самым самобытным сегодняшним гроссмейстером, способным перефантазировать и пересчитать на доске любого в шахматном мире. Почему у одного из этих двух Александров на старте не пошла игра – это вопрос вопросов, но лев, даже подвернувший лапу, от этого быть львом не перестает.

Забегать же с прогнозами вперед – увольте. В каждом из оставшихся игровых дней есть свои изюминки, свои партии – контрапункты. Включая ту, что состоится в последнем туре, – Грищук – Каспаров. Но как говорил острослов гроссмейстер Гуфельд, увы, покинувший этот мир, сладенького всем любителям шахмат еще хватит…

СТАТИСТИКА

ПЯТЫЙ ТУР

Епишин – Каспаров – 0,5:0,5
Дреев – Коротылев – 1:0
Цешковский – Бареев – 0:1
Свидлер – Грищук – 0,5:0,5
Тимофеев – Морозевич – 0,5:0,5
Свободен Мотылев.

ШЕСТОЙ ТУР

Грищук – Тимофеев – 0,5:0,5
Бареев – Свидлер – 0,5:0,5
Коротылев – Цешковский – 0,5:0,5
Каспаров – Дреев – 1:0
Мотылев – Епишин – 1:0
Свободен Морозевич.

СЕДЬМОЙ ТУР

Цешковский – Каспаров – 0:1
Тимофеев – Бареев – 0,5:0,5
Морозевич – Грищук – 0,5:0,5
Свободен Епишин
Партии Дреев – Мотылев, Свидлер – Коротылев закончились поздно вечером.

Новости. Шахматы