Из чего состоит победа
ШАХМАТЫ
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРФИНАЛ
Еще перед началом чемпионата самые опытные его участники дружно высказали мнение, что половина партий завершится вничью — и это при той-то разнице коэффициентов у участников, о которой шла речь накануне. Но начался первый тур, и только после шести с лишним часов сражения стала вырисовываться вторая ничья: бой везде шел насмерть.
На старте важнейшей была встреча Гарри Каспарова с москвичом Евгением Бареевым. Можно предположить, что тринадцатому в истории чемпиону мира особенно хотелось победить еще и потому, что его соперник активно помогал в матче Каспаров — Крамник четырнадцатому чемпиону. Но никто не сомневался, что Гарри начнет борьбу ходом королевской пешки и что Бареев выведет на сцену один из коронных своих дебютов…
Вообще-то приоритет тут надо отдать еще Михаилу Ботвиннику. Убежденный сторонник основных классических дебютов, и в особенности французской партии, он на один из своих матчей за корону вышел вооруженный тем самым построением, название которого с таким вкусом, ничего не понимая в шахматах, произносила мимолетная партнерша вездесущего Штирлица, — защита Каро-Канн. Навек вошли в историю эти два очень средненьких мастера, изобретя некую расстановку фигур за черных: в годы своей молодости она серьезной не считалась, а вот теперь — поди ж ты…
Итак, изменив любимой французской защите (вспомним Ботвинника), Бареев также прибегнул к Каро-Канн, и в один из переломных моментов лицо Каспарова, никогда не умевшего хранить абсолютную непроницаемость, вдруг несколько изменилось. Но что интересно и поучительно: после партии он сам предельно честно рассказал, где была собака зарыта, и весь пресс-центр на минуточку пришел в изумление.
В принципе Бареев часть партии так и играл, сделал все приведенные здесь ходы, только вот от блокады отказался и получил сначала, по-видимому, равную позицию, а затем и подозрительный эндшпиль. Каспаров вообще изумительно тонко чувствует перемену ситуации на доске, и эндшпиль он играл, как говорят шахматисты, на выигрыш. Этому не помешал даже цейтнот обоих гроссмейстеров: Гарри одержал победу на 48-м ходу, добыл первое «ожидаемое очко» из семи и вместе с Петром Свидлером и Александром Грищуком возглавил таблицу первенства.
Конечно, высокий класс и высокую шахматную культуру явил молодой московский гроссмейстер, на которого, подозреваю, в младших классах школы вожделенно посматривали баскетбольно-волейбольные тренеры. Ни секунды не задумываясь, Грищук осуществил черными ту самую жертву качества, что более 40 лет назад вошла в практику после одной из знаменитых партий Спасского с Полугаевским. Это тоже великое дело, когда за доской под аккомпанемент тикающих часов не нужно изобретать велосипед! Но на этом, конечно, ничего не кончилось. Борьба продолжилась уже не по образцам середины прошлого века, но не очень долго: Мотылев вдруг расстался с фигурой, и все стало ясно.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Первый тур: Дреев – Тимофеев – 0,5:0,5. Каспаров – Бареев – 1:0. Мотылев –Грищук – 0:1. Цешковский – Свидлер – 0:1. Епишин – Морозевич – 0,5:0,5. Свободен Коротылев. Второй тур: Тимофеев – Цешковский – 0,5:0,5. Морозевич – Дреев – 0:1. Грищук – Епишин – 0,5:0,5. Коротылев – Каспаров – 0,5:0,5. Свободен Свидлер.