Время больших перемен? В матче за корону Петер Леко впервые вышел вперед – 4,5:3,5
ШАХМАТЫ
Восьмая партия матча за звание чемпиона мира по классическим шахматам между россиянином Владимиром Крамником и венгром Петером Леко завершилась победой последнего. После этого счет в матче стал 4,5:3,5 в пользу венгра. Напомним, что соперникам предстоит провести в швейцарском Бриссаго еще шесть встреч.
НАЧАЛАСЬ РУКОПАШНАЯ
8-я партия противостояния Крамника с Леко оказалась самой интересной, исполненной настоящего драматизма. У чемпиона мира были белые фигуры, и, вновь перейдя к «подаче справа» – к первому ходу королевской пешкой, он впервые не стал уходить с главной, веками апробированной дороги принципиальных сражений на относительно тихие и мирные новомодные тропки. При этом Владимир, само собой, отлично знал не только нынешнее состояние дебютной теории в «испанке», но и то, какой из вариантов составляет основное оружие его соперника.
Любопытно, что это вообще редкий в шахматах случай, когда с точностью до дня и часа можно назвать место рождения дебютного варианта: вечером 24 октября 1918 года на Манхэттене в Нью-Йорке самобытнейший американский маэстро Фрэнк Маршалл применил против Хосе Рауля Капабланки, формально еще не чемпиона мира, но основного претендента на это звание, жертву пешки, которая вошла в теорию под именем контратаки Маршалла. Какое-то время – и долгое! – ее применяли только любители острых ощущений: похвалюсь, что все 6 контратак, против меня начатых, я отразил и партии выиграл. Но то было во времена оны! Нынче это надежнейшее оружие в руках черных, и уже белым чаще приходится бороться за равновесие на доске.
Разумеется, Леко прибегнул к «Маршаллу». Ведь еще пару партий назад он в другой ситуации предлагал аналогичную жертву пешки за инициативу, и тогда Крамник от данайского дара благоразумно отказался. Но здесь Владимир с такой скоростью разыграл дебют, что сомневаться в его специально проведенной подготовке не приходилось. Он преподнес сопернику пару новинок, и в результате часы Леко вновь отбарабанили примерно на час больше, нежели часы Крамника. А ведь некогда один из великих наших гроссмейстеров несколько догматично, правда, утверждал, что каждые 30 минут превосходства по времени равны лишней пешке…
Словом, когда до первого контроля (на 40 ходов) у белых оставался 1 час 20 минут, у черных в запасе были даже не знаменитые 17, а около 10 минутных мгновений. Зато они имели лишнего ферзя!
А случилось это после того, как Крамник потерял важнейший темп и партия пришла к такому положению.
И вновь лихорадочно застучала секундная стрелка (правда, в нынешних электронных часах ее заменяют скачущие цифры, но сути дела это не меняет) на часах Леко. Осталось 9 минут, 8, 7 и 40 секунд, 4 и 20… Тут-то и последовал ход, сразу поставивший все точки над «i».
Дело в том, что если черные отдадут фигуру за белую проходную пешку, то партию наверняка не спасут: и без ферзя атаку на пункт f7 Крамник организует, да и других способов реализации перевеса у него достаточно. Но Леко нашел единственно верный путь: не обращая внимания на проходную – пусть она себе превращается в ферзя! – следовать духу контратаки Маршалла: вести охоту на белого короля. Сил у черных для этого еще достаточно.
И уже чемпион задумался на полчаса. Видимо, сразу понял: спасения нет. Грозит шах ферзем с поля е3 с последующим проникновением ферзя прямо-таки в королевскую опочивальню.
Далее последовало 26. Крf2 (увы, не годится 26.а7 Фе3+ 27. Крg2 C:f3! 28. K:f3 Фе2+ 29. Крg1 Kg4, и ни появление с шахом нового белого ферзя, ни лишние ладья и слон не спасают белого властелина от мата) 26…С:f3! 27.К:f3 Ке4+ 28. Кре1 К:с3!
Угроза мата на е2 вынуждает белых к 29.bc Ф:с3+ 30. Крf2 Ф:а1, после чего все ясно. Остальные ходы были уже не обязательны.
Так что перед последними 6 партиями участники поменялись местами: теперь уже Крамнику нужно набирать на очко больше. Сделает ли он это? Не знаю, как не знает и никто в мире. Очевидно лишь, что добиться желаемого чемпион сможет теперь только в жесткой и острой борьбе. Война окопная осталась позади, возвратилась эпоха конных атак с пиками наперевес или сложное многофигурное маневрирование на длинной дистанции – с переходом в удобный момент к тем же рукопашным схваткам.
ЭТОТ УМНЫЙ КАМЕНЬ КРЕМЕНЬ…
Но не только на шахматном Олимпе повеял, к сожалению, ветер перемен. Испанский Бильбао, похоже, вообще готов поставить точку в полемике, начатой десятилетия назад: создав компьютерные шахматные программы, не выкопали ли шахматисты могилу своей любимой игре? Еще со средних веков именовавшейся во всем мире не иначе как игрой королевской…
Разумеется, в последние годы кремниевые (в свое время это был основной материал для создания компьютеров) монстры изрядно обнаглели: один из них выиграл у самого Каспарова, другие не проиграли Крамнику, Барееву… Но сейчас в Бильбао началось уже командное соревнование людей и компьютеров, и старт его получился оглушительным.
Человечество отрядило на защиту собственного превосходства ни много ни мало, как болгарина Веселина Топалова, занимающего ныне 5-ю строку в мировом рейтинг-листе, экс-чемпиона мира по версии ФИДЕ Руслана Пономарева с Украины и его же бывшего секунданта, одного из самых юных гроссмейстеров мира (звание получил в 12 лет!) Сергея Карякина. Компьютеры вооружились апробированным немецким (в основном) «Фрицем» восьмой модификации, израильским «Юниором» и новомодной «Гидрой». Так вот, на старте эта мифологическая нечисть удушила Пономарева – черными фигурами! «Фриц» обыграл Карякина, и только Топалов свел партию вничью.
Матч этот проводится по так называемой шевенингенской системе, так что каждый «белковый» шахматист сыграет с каждой «железякой». Но очень похоже, что время человеческого торжества в шахматах уже прошло.
Или проходит – это уж точно.
ИЗ ИЗМИРА – С ЛЮБОВЬЮ. НО БЕЗ ТИТУЛОВ
Что стало очевидно после того, как в 5-м туре клубного чемпионата Европы парижский НАО, созданный и финансируемый очаровательной молодой миллиардершей мадам Нахед Оже, без особых проблем обыграл команду Каспарова – екатеринбургский «Макс Вен» (название – это тоже из имени и фамилии спонсора). И хотя в двух последних турах французам еще играть с именитыми соперниками, но российским командам кубок не заполучить: лучшая из них – казанская «Ладья» идет на 4-м месте. Та же «Ладья» у женщин спорит за серебро с питерским «ФИНЭКом», а победа почти на 100 процентов – ну на 95, это уж точно! – обеспечена молодой и очень напористой грузинской команде. Видимо, по заслугам: ведь ее капитан – сама Нана Александрия, дважды вице-чемпионка мира, а возглавляет делегацию несравненная Нона.
Так по-восточному цветисто говорила некогда вся Грузия о пятикратной чемпионке мира, первой в СССР полноправно вошедшей в мир мужских шахмат. О Гаприндашвили.