Главный меридиан остается в Бриссаго
ШАХМАТЫ
Седьмая партия матча за звание чемпиона мира по классическим шахматам между россиянином Владимиром Крамником и венгром Петером Леко завершилась вничью. После этого счет в матче стал 3,5:3,5. Всего, напомним, шахматисты проведут 14 партий.
В принципе шахматы, как и теннис, вполне сопоставимы с пожаром, который вспыхивает, переносимый ветром, и тут, и там, и где угодно. Как правило – поочередно. Только вот сейчас бои на черно-белой доске загорелись на самых разных меридианах одновременно. Разумеется, они не однозначны по своей весомости: главный все же продолжается в Швейцарии, где Петер Леко белыми сыграл 7-ю партию матча с Владимиром Крамником.
С чисто шахматной точки зрения кое-что любопытное в этом поединке было. Теоретиков, например, заинтересовал такой момент. В так называемой славянской защите, которую, к слову, чемпион мира знает от и до и которую с удовольствием играет не только черными, но и белыми фигурами, возникла позиция, отличающаяся от обычной. Суть отличия в том, что Леко сделал как бы лишний ход своей крайней ферзевой пешкой. Что это – плюс или минус? Извлекли ли белые для себя какие-то выгоды или лишний ход в полном смысле слова окажется лишним? Ответ был получен очень скоро: под угрозой перехода инициативы к черным Леко форсировал массовые размены в центре, играть практически стало нечем, и уже на 20-м ходу соперники подписали мир. 3,5:3,5.
Этим самым Крамник, во-первых, выиграл себе лишний белый цвет фигур: в оставшихся 7 партиях он предводительствует ими четырежды. А во вторых…
Как и все, наверное, мальчишки, я некогда очень любил Джека Лондона. А у него среди лучших числил рассказ «Кусок мяса». Вкратце сюжет.
Старый боксер, давно прошедший пик своей славы, отправляется на бой с Торжествующей Молодостью в надежде все-таки победить и получить столь необходимые и ему, и жене очень скромные, даже жалкие денежки. И на ринге, ведя очень трудный для себя поединок, все время мечтает о куске мяса, который из-за нищеты не съел перед боем и без которого сил у него, техничного, мастеровитого и опытного, так и не хватило…
У Крамника, слава богу, на кусок мяса достает. Даже сырого – на так называемый в Европе «бифштекс по-татарски», который он очень любит. Но старый джеклондоновский боксер сродни ему тем, что чемпион мира в турнирах и матчах порой тоже мечтает. Об отдыхе. Нет-нет, физически он очень силен: и футбол, и теннис, и плавание ему по плечу. Но нынешняя шахматная практика, в особенности годы его становления, как бы приучила организм Владимира к коротким дистанциям примерно туров в девять. Здесь же подключается скрупулезная ежедневная подготовка. Словом, когда 7-я партия завершилась примерно за два часа, я прямо-таки физически ощутил вздох его облегчения.
КАСПАРОВ ПРОИГРАЛ В ТУРЦИИ
«В Греции все есть», – говаривал Антон Павлович Чехов. То же самое от себя могу сказать и про Турцию, они ведь рядом. Но все же с шахматами в прошлом там была напряженка. Еще лет эдак сорок назад принимал я у себя дома в Москве чемпиона Турции, в основной своей деятельности – профессора химии. Потряс он меня тем, что не знал о существовании на свете сметаны. И еще тем, что в шахматы играл в силу советского перворазрядника.
Сейчас же там есть уже и гроссмейстеры: впрочем, где их нет нынче? Но куда больше организаторов: юго-восточная окраина Европы за последние годы чего только у себя не проводила, включая Всемирную Олимпиаду, чемпионат континента и многое иное. Нынче вот – клубный чемпионат Европы. И там, в Измире, родилась сенсация местного значения: первую же свою партию лидер екатеринбургского «Макс Вена» Великий и Ужасный Гарри Каспаров проиграл. Лидеру прошлогоднего своего клуба казанской «Ладьи» Сергею Рублевскому.
То что у играющего белыми Рублевского, к слову, четырехкратного олимпийского чемпиона в составе сборной России получше – очевидно. Но, по-видимому, совсем на чуть-чуть. Однако Каспаров поторопился взять белую пешку, вперед никак не стремившуюся, и вот что вышло из этой неосмотрительной потери времени.
Практически вынужденно: в противном случае черный король прикован к защите этой пешки.
36. hg Кре7 37. Лс6 Ла1 38. Крd4 Лd1 39.Кр:d5.
Ворвавшийся в лагерь соперника белый король занялся любимой в эндшпиле работой: поеданием черных пешек.
39…е3 40.Ле6+ Крd7 41.Л:е3 Л:d2+ 42. Кр:с4 Л:g2 43. Ле5 Крd6 44.Ла5 и в дальнейшем белый король пробрался на f8, завоевывая пешку g7 и открывая дорогу в ферзи своей пешке g6. Cлучилось это к 57-му ходу.
Тем не менее «Макс Вен» выиграл, остался в группе лидеров, но последующая ничья с трехкратным чемпионом Европы сараевским клубом «Босна» пока отодвинула команду Каспарова чуть-чуть назад. Не буду вдаваться в подробности: уже 9 октября чемпионат финиширует, так что доживем до субботы. Или точнее — до воскресного утра.
А КОРЧНОЙ ЛИДИРУЕТ НА ОСТРОВЕ МЭН
Упомяну еще о двух событиях. На острове Мэн, близ английских берегов, прошел традиционный и достаточно значимый турнир. Но – грешен – я оставил бы его без внимания, если бы после 5 туров там не лидировал … Виктор Корчной! С четырьмя с половиной очками! В 73 года с копейками! Тот самый Корчной, которому мы в спортивной редакции бывшего Гостелерадио сообща придумали кличку Претендент, потому что о его матче за корону с Анатолием Карповым в Багио рассказывать нужно было, а фамилию его, невозвращенца в СССР, называть было запрещено. Зато против другой клички — Злодей власти возражения не имели…
А в Москве сегодня стартовал матч столичных детей с питерскими. 32 партии будут сыграны в нем, и я вновь не стал бы рассказывать, не пройди он по технологии завтрашнего дня – в переносном смысле разумеется. Питерская организация «Интеллектуальные игры» и Московский шахматный клуб имени Петросяна сделали так, что шахматисты играют каждый в своем городе, но – видя друг друга. А поскольку при этом исключаются все недостатки интернетовских шахмат, когда случаются подсказки и человеком, и компьютером, то вот такой опыт прокладывает дорогу совершенно новой манере соревнований. Когда можно быть, по пословице, и дома, и замужем. Ни тебе расходов на билеты, на гостиницы – к слову, из-за этого не поехали нынче в Измир очень грозные коллективы.
Так что юные московские и питерские шахматисты вновь стали пионерами. В исконном смысле этого слова.