И немножко нервов. Матч почти на своем экваторе, а равновесие сохраняется
ШАХМАТЫ
Шестая партия матча за звание чемпиона мира по классическим шахматам, проходящего в швейцарском Бриссаго, между россиянином Владимиром Крамником и венгром Петером Леко завершилась вничью. Уже на 20-м ходу стороны согласились закончить партию. После этого счет в матче стал 3:3. Осталось провести еще 8 партий.
Накануне я уже говорил о том, что 6-я партия, белая для Крамника, может оказаться если и не решающей (до этого дело пока не дошло), то уж, во всяком случае, предвещающей многое. Ведь накануне чемпион мира потерпел поражение, и на авансцену поединка выдвинулся вопрос: каков сегодня, именно сегодня, Владимир Крамник? К какой группе шахматистов он ныне принадлежит? Ведь были Алехин и Таль, буквально свирепствовавшие на доске после неудачи: на фатальное невезение жаловались их партнеры, попавшие «обиженным» под горячую руку. Был Ларсен: о его абсолютном неумении держать удар тоже упоминалось при разборе предыдущих партий. А были и Ласкер с Капабланкой, вполне индифферентно относившиеся к поражениям и игравшие после них как ни в чем не бывало.
ЧЕРНАЯ МЕЧТА ЛЕКО
Владимир показал, что скорее относится к последним, но с долей ларсеновской унылости. Во всяком случае, он вновь избрал против Леко ту же беззубую в принципе дебютную схему, особых проблем для черных не создающую. И вообще похоже, что наступает время ревизии знаменитой формулы крупнейшего теоретика и блистательного мастера 30-х годов прошлого века Всеволода Раузера. Подаривший нам многие принципиальные дебютные системы, он утверждал: 1.е4 – и выигрыш! И частенько, очень даже частенько бывал прав. Но время течет, и все меняется.
Более того, в 6-й партии венгерский гроссмейстер вновь преподнес чемпиону сюрприз. Предложил жертву пешки с тем, чтобы перейти к острой контратакующей позиции. Крамник задумался: играть «на чужом поле» ему явно не хотелось, да и от груза предыдущего поражения он еще явно не избавился. Поэтому жертву отклонил и примирился с тем, что к 20-му ходу черные стояли явно перспективнее.
У белых нет шансов развить обычную для испанской партии активность против неприятельского короля. Пассивен их «испанский» белопольный слон, в то время как его оппонент напоминает мне – да простится такая вольность в сравнении! – ни много ни мало одного из кумиров моей молодости… футболиста Всеволода Боброва. Не раз я был свидетелем того, как этот гениальный ленивец скромненько маневрировал где-то на краю поля, никакой активности не проявляя, а затем вдруг завладевал мячом и, как раскаленный нож сквозь масло, проходил к чужим воротам. Так и здесь: пока слон b7 «всего-навсего» атакует центральную белую пешку, но если игра вскроется… Тут-то он и покажет, кто в джунглях хозяин!
И, пожалуй, еще важнее, что у черных гораздо больше жизненного пространства; что они уже присматриваются к слабому пункту d3 – cтрашно даже подумать, если там утвердится одна из черных фигур.
Только воплощать ее в реальность Леко даже не попытался. Предложил ничью, белыми, естественно, принятую. Видимо, у отменно подготовленного физически молодого человека тоже есть нервы. Победу ведь тоже надо пережить, хотя эти переживания куда более приятные, чем у проигравшего. И Петер журавлю в небе предпочел синицу в руках: еще пол-очка в матчевой таблице. И лишние часы для отдыха.
Счет стал 3:3, позади почти половина дистанции, и я отважусь на прогноз, хотя дело это и неблагодарное. В матче теперь победит тот, кто первым выиграет партию. 8 ничьих подряд, которые теоретически возможны, и в страшном сне увидеть боюсь.
БОТВИННИК В ТУРЦИИ ИГРАЕТ ВНИЧЬЮ
Тем временем в турецком Измире стартовал клубный чемпионат Европы. Поскольку в шахматах в первом туре никогда не встречаются равные соперники, то и сенсаций не случилось, разве что некоторые неожиданности, так сказать, местного значения. С максимальным счетом 6:0 выиграли фавориты – парижский НАО и «Томск-400-Юкос» у финнов и израильская «Бер-Шева» – у турок. Убедительно, но не всухую победили екатеринбургский «Макс Вен» (в отсутствие лидеров – Гарри Каспарова и Рафаэла Ваганяна), казанская «Ладья», «Босна», «Полония». Впрочем, счет здесь имеет второстепенное значение: почему-то именно на клубных шахматных турнирах применяется футбольно-хоккейно-волейбольный принцип – давать очки только за командную победу.
У женщин на старте встретились между собой две питерские команды, и клуб ФИНЭК отдал клубу имени Чигорина лишь пол-очка из четырех. «Ладья» даже без Алисы Галлямовой всухую обыграла турчанок, победы добилась очень молодая и очень сильная тбилисская команда. А вот израильскому «Герцлю» не помогло даже то, что на первой доске за него выступала… Ботвинник. Правда, сама Ирина не проиграла одной из сильнейших еще недавно шахматисток мира Алисе Марич, но это для израильтянок оказалось единственным достижением. Что поделаешь, клуб из черногорской Подгорицы и без того хорош, да еще его усилила наша Ирина Челушкина, отправившись туда замуж. Есть, понимаете ли (так сказал бы бывший российский президент), у девушек обычай создавать семьи. Даже если они гроссмейстеры первой шеренги.