Возвращение к истокам?
ШАХМАТЫ
Владимир Крамник с Петером Леко вновь делают ничью.
Почти 120-летняя история матчей за шахматную корону снабдила нас таким богатейшим материалом, чисто шахматным, а также из области стратегии поединков, что нечто новое изобрести почти невозможно.
На заре этой эпопеи было, например, противостояние, в котором участники весь матч отыграли лишь двумя дебютами: королевским гамбитом и гамбитом Эванса. И при этом сверхпринципиальными отнюдь не выступали – просто тогдашнее развитие шахмат, их состояние прямо-таки требовали от всех игры открытой, острой, а как следствие – кровопролитной.
Сегодняшняя игра похожа на ту, столетнюю, не более, чем паровоз братьев Черепановых на электровозы скоростных японских и французских магистралей. И потому гроссмейстеры имеют полную возможность «подавать с разных рук», варьировать дебютные схемы, тем самым видоизменяя характер очередной партии. Пока ни чемпион мира, ни претендент в своем швейцарском противоборстве к этому не прибегают, явно «возвращаясь к истокам». Русская партия, когда черными играет Крамник, испанская – когда черные фигуры у Леко: тут Владимир уже вторично ставит дебют очень спокойно, неагрессивно и, видимо, делает ставку на минимальное преимущество и… свою высочайшую технику.
Вот и в 4-й партии белые не пошли на сложные продолжения, которые могли бы привести, как некогда в матчах Каспарова с Карповым, к смертоубийственным обоюдоострым позициям, а вполне довольствовались положением, в котором дебютный перевес белых нужно было искать под микроскопом. Тем не менее после 24-го хода Крамник, использовав неоднозначное решение соперника, желанный перевес все же получил.
КРАМНИК – ЛЕКО
Надежно укрепленный конь в центре – это нечто. Разумеется, у черных тоже есть своя игра, связанная с возможным «боевым» продвижением f7-f5, и не потому ли Крамник нестандартно лишил вдруг опоры своего «центрофорварда» и, явно просчитав вариант до конца, почти форсированно направился в ладейный эндшпиль с лишней пешкой.
25.сb C:d5 26. ed ab 27.d6 b4 28. a4 Лfd8 29. Фd5 Фf6 30. Ф:с5 Ф:d6 31. Ф:d6 Л:d6 32. Л:е5 b3 33.Лb5 Ла8 34. Л1:b3 Л:а4.
Можно подвести промежуточные, а скорее даже окончательные итоги. Минимальный материальный перевес достигнут, но оценка позиции говорит об ином. Во-первых, будь лишняя пешка продвинута подальше, скажем, на d5 – она представляла бы собой некую силу. На ее же фактическом месте проходной она может называться лишь чисто формально. А во-вторых… Став гроссмейстером в 14 лет 7 месяцев (тогда это был рекордно юный возраст в шахматах), Леко долгие годы после этого почти не проигрывал. Правда, и выигрывал маловато, но отстаивать свои рубежи в пределах зоны безопасности на доске научился отлично. И ясно было, что здесь свою задачу он тоже исполнит.
Крамник в этом убедился к 43 ходу. Он сохранил лидерство – 2,5:1,5, но ведь даже догматичный марксизм-ленинизм не посмел отрицать случайности, и в силу этого я лично очень жду от Владимира, фантастически глубоко понимающего шахматы, еще хотя бы одной победы, по возможности – скорейшей.
Даже если ему для этого придется «изменить подачу». Бог с ними, с истоками – не всегда ведь стоит к ним возвращаться…