Крамник неожиданно подарил Леко ничью
ШАХМАТЫ
В воскресенье в Женеве вторая партия матча за звание чемпиона мира по классическим шахматам закончилась вничью. Таким образом, после двух дней соревнований Владимир Крамник (Россия) впереди Петера Леко (Венгрия) со счетом 1,5:0,5. Всего, напомним, будет сыграно 14 партий.
Откровенно говоря, вторая партия, в которой белыми фигурами предводительствовал Владимир Крамник, меня и удивила, и разочаровала. Ситуация, возникшая после его стартовой победы, просто требовала всерьез надавить на Петера Леко, поставить его в трудное положение защищающегося. За это голосовал и прежний опыт самого Крамника, приобретенный в его лондонском матче за корону с Гарри Каспаровым, и богатейший опыт его великих предшественников на шахматном троне. На память сразу же пришла знаменитая, ныне хрестоматийная ошибка Анатолия Карпова в его матч-реванше с Каспаровым: тогда, в Ленинграде, он одержал три победы подряд и… сам взял тайм-аут! Несколько дней отдыха позволили Гарри стряхнуть с себя изнуряющий груз неудач, прийти в себя и выиграть матч, сохранив чемпионский титул.
Правда, первые минуты борьбы на сей раз ни о чем подобном не сигнализировали. Соперники разыграли испанскую партию. Ту самую, которая долгие десятилетия в шахматных кулуарах называлась еще в память об инквизиции испанской пыткой. Именно в нее собирался загнать Михаила Ботвинника чемпион мира Александр Алехин, когда речь всерьез зашла об их матче на высшем шахматном уровне. Разумеется, с тех давних пор оценка несколько изменилась, но все же именно черным в этом дебюте приходится решать более трудные проблемы.
Однако очень быстро звон мечей поутих: Крамник выбрал модный ныне вариант, особых трудностей черным не сулящий, а когда в ответ на его ход Леко отреагировал почти мгновенно, задумался. Видимо, почувствовал: для претендента подобное развитие событий сюрпризом не оказалось. Белые, правда, все равно получили несколько более предпочтительную позицию за счет возникшего у них преимущества двух слонов, но от дальнейшей борьбы чемпион вдруг отказался. На 18-м ходу Крамник сам предложил ничью, и Леко еще подумал, прежде чем принять ее.
Конечно, лидерство в поединке россиянин сохранил – 1,5 на 0,5, но передышку сопернику предоставил. И, что, может быть, еще важнее, дал тому понять: вести жесткий бой в любых условиях, так сказать, на земле, в небесах и на море, не хочет или даже опасается. Словом, подарил Петеру, разумеется, не козырного туза, но уж какую-нибудь козырную десятку – это наверняка.
Вот из таких моментов, часто остающихся за кадром, и складываются матчи за шахматную корону: у них ведь, как у айсберга, на поверхности хоть и важнейшая, но далеко не вся масса.