Гроссмейстеры взяли «низкий старт». В швейцарском городке Бриссаго начался матч за звание чемпиона мира
ШАХМАТЫ
Совершенно по-разному можно взглянуть на первую партию, сыгранную в маленьком – даже малюсеньком – швейцарском городке Бриссаго действующим чемпионом мира по классическим шахматам Владимиром Крамником и претендентом на это звание Петером Леко. Абсолютно справедливой станет оценка, что это лишь его старт и впереди еще много очень серьезных поединков, каждый из которых может иметь решающее значение. Но столь же справедлив взгляд, что если сравнить этот матч со спринтерским забегом, то позади уже семь метров из ста и взятый «низкий старт» уже наметил определенные тенденции в борьбе.
К тому же надо добавить, что давным-давно тогда еще очень молодой, но не по годам мудрый Анатолий Карпов сказал мне однажды в телевизионном интервью: «От первой партии в турнире или матче я всегда ожидаю большего, нежели очко или пол-очка в таблице. Она должна показать мне, в какой спортивной форме нахожусь. Как работает голова, чего можно от нее ожидать и требовать. И в связи с этим строю свою тактику».
Вот и давайте именно так подходить к уже содеянному гроссмейстерами. Могу только добавить, что из названных выше подходов в данном случае второй мне кажется более обоснованным.
Если же чисто по-шахматному… Разумеется, Петер Леко (язык не поворачивается назвать его молодым участником, ведь партнеров разделяют всего лишь четыре года жизни), сделав первый ход королевской пешкой, обязан был ожидать русскую партию, избранную Крамником на старте. Или так называемую берлинскую стену в испанке – это если чемпион будет придерживаться обычной для себя манеры последних лет: черным цветом вести поначалу борьбу за уравнение, а там – видно будет. В юности, правда, Владимир чаще сразу шел на перехват инициативы, больше рискуя при этом, но вот матч с Гарри Каспаровым за шахматную корону он выиграл именно в своей нынешней манере боя. Времени же для подготовки у претендента было предостаточно: даже оригинальнейшая жеребьевка (соперники играли блицпартию, и первым на загаданное со стороны поле f5 шагнула фигура Леко) прошла довольно давно…
Когда началась борьба и определился дебют, в радиорепортаже по «Маяку» я задал не столь уж риторический вопрос: а приготовил ли что-нибудь новенькое Леко? Ведь чисто терапевтическими способами в русской партии можно долго давить, владеть некоторым перевесом, но довольно тяжело выиграть – дебют-то относится к огнеупорным. Очень быстро ответ был дан: приготовил. Но не Леко, а Крамник. И не что-нибудь, а жертву ферзя за ладью, слона и пешку белых. Говорю: жертву, а не размен, потому что черные тут же теряли еще и пешку. И формальный материальный перевес оказывался на стороне белых.
И вот тут, мне кажется, сыграла свою роль обычная нынешняя шахматная жизнь гроссмейстеров вообще и элиты – в особенности. Профессионалы, они просто вынуждены практически ежедневно работать над изучением тайн великой и мудрой игры, иначе ни громких побед, ни славы, ни денег им не видать как своих ушей. Но вот эта системная подготовка, зачастую вдвоем или даже втроем с тренерами, пусть чуть-чуть, но лишает шахматиста привычки и умения предельно сконцентрироваться в ответственный миг во время партии – того, чем блистательно владели все чемпионы мира и их ближайшее шахматное окружение. Верно, новинка, примененная соперником, – это всегда удар по нервам, это вынужденный поиск терра инкогнито, это плавание в относительно неведомых океанских водах.
Короче, столкнувшись с неожиданностью, Леко сыграл не лучшим образом. Хотя времени затратил много. В какой-то момент его часы ушли более чем на час вперед по сравнению с часами Крамника. И в результате менее мощные, но более многочисленные фигуры черных стали подталкивать вперед свою проходную, в то время как ее белая «коллега» ни прытью, ни ловкостью не отличалась.
Кончилось дело тем, что Леко вынужден был отдать ладью за слона и эту самую проходную. После чего формально у него еще сохранялся материальный перевес: ферзь и пешка за две ладьи, но фактически все определилось. Тяжелые фигуры черных сначала восстановили равновесие, а затем вдвоем уничтожили еще одного белого пехотинца. При этом произошел переход в пешечный эндшпиль, естественно, выигрышный для Крамника.
Что ж, чемпион мира может быть доволен своей спортивной формой – о качестве подготовки к матчу я уже не говорю. Техническую часть партии он провел безупречно. В частности, перевес белых увеличила элегантнейшая ловушка, в которую Леко даже чуть-чуть угодил, потеряв при этом, правда, не ферзя, а несколько темпов и, главное, контригру против черного короля. И теперь очень интересно, что станет Крамник делать дальше. Если он строит свою стратегию по лондонскому сценарию, то постарается мощно надавить на соперника, при этом нисколько не рискуя. И только если такая тактика успеха не принесет, то перейдет к удержанию выигрышного счета.