В тени большой Олимпиады или формула старинного гадания
ШАХМАТЫ
Каждое четырехлетие на две с половиной недели тень долгожданных Олимпийских игр накрывает весь остальной спорт, будь то коммерческие теннисные турниры, национальные чемпионаты по гольфу, автогонкам и футболу. Впрочем, нет: мировой спортивный фетиш № 1 все же прорывается на газетные страницы и телевизионные экраны, но вот все прочее…
ШАХМАТЫ – НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ
Правда, на паре предыдущих Игр шахматы все же получали свои 2–3 строки, поскольку были так называемым выставочным видом спорта и кто-то из именитых гроссмейстеров первой шеренги давал в олимпийских столицах парочку никому не нужных сеансов одновременной игры. К тому же велись нескончаемые разговоры, что древнейшая на планете забава, сверстница Олимпиад древности, вот-вот войдет в программу нынешних Игр. Вот уже после трехлетнего исследования шахматы признаны спортом – как будто бы без научных мужей этого не знали сотни лет назад. Вот уже благосклонно отозвался о них маркиз Самаранч и даже предоставил шахматистам право сыграть матч в резиденции МОК в Лозанне. А как только желаемое свершится, на шахматистов прольется тот самый государственный золотой дождь, которым все страны – кто больше, кто меньше – поддерживают именно олимпийские дисциплины. Не знаю, сколько денег потратил президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов на осуществление этой голубой мечты, но сил и времени – великое множество.
Не примите это, друзья, за похвальбу: ни в один момент в такое счастье я не верил. И окончательно убедился в этом два с половиной года назад, на чужой олимпийской земле в Солт-Лейк-Сити, когда воспользовался моментом и поговорил с главой НОК Китая и гостившим на Олимпиаде президентом шахматной федерации этой страны. В двух словах диалог свелся вот к чему:
Я: Почему бы вам не включить в пекинскую Олимпиаду шахматы? Ведь одна золотая медаль (имелось в виду у женщин) вам практически обеспечена!
Они: Зачем? Мы включили ушу, и нам обеспечены две золотые медали!
Через полгода, слетав в Пекин, в этом, похоже, убедился и Кирсан Николаевич…
Нет, конечно, на время афинских баталий шахматная жизнь в мире не замерла, как, впрочем, и теннисно-автомобильно-футбольная тоже. И, чтобы выйти теперь из тени, лучше всего, пожалуй, прибегнуть к этапам традиционного гадания на картах, в которые, к слову, шахматисты играют получше прочего населения Земли.
ЧТО БЫЛО
В первую очередь – матч Россия – Китай. Для нас во многом бесполезный, но вынужденный: некогда был подписан договор о четырех таких поединках, а после первой встречи прошло уже три года. Долги же отдавать надо, и Москва приняла китайских шахматистов трех, так сказать, категорий: мужчин, женщин и юношей. Надо сказать, что современные европейские шахматы появились в Поднебесной всего-то с полвека назад, и то им крупно не повезло. В годы так называемой культурной революции был расстрелян не только двукратный чемпион мира по пинг-понгу, но и лучшие китайские шахматисты. И поделом: нечего было встречаться за доской с советскими ревизионистами, отвернувшимися от идей Великого Кормчего. Так что после пары десятилетий застоя пришлось китайцам в шахматах вновь брать в полном смысле слова низкий старт. Как они, используя советский опыт работы, вырастили сильнейших в мире женщин, вы знаете.
Именно дамскими усилиями Китай и вырвал победу в матче! Тем более что российские «гроссмейстерши», сытые чемпионатом мира, суперчемпионатом России и суперсупертурниром на Северном Урале, играть не стали, а их дублерши с азиатским шахматным тайфуном побороться не смогли. Юноши удержали равновесие, мужчины даже вторым (а может, и третьим!) составом преподали сборной гостей эдакий мастер-класс, но в итоге – 34,5:37,5. Ну и пусть: давайте считать это своеобразными процентами по нашему долгу.
ЧТО ЕСТЬ
Есть турнир, которого прежде не было. И быть не могло, пока не изобрели Интернет. Сейчас в нем заочно идет борьба за Кубок России по блицу: на партию дается лишь 3 минуты и еще примерно секунда на ход, пока длится связь. Еще недавно подобное казалось мне невозможным: ведь было ясно, что рядом с игроком может стоять второй компьютер силой с Каспарова – и никто это проверить не сможет. Вышел же по результатам интернет-турнира в Московский чемпионат мира ФИДЕ три года назад некий питерский кандидат в мастера, а когда сел за «очную» партию, всем стало смешно.
Только вот оказывается: теперь такое не проходит. Организаторы (а в их числе есть и Министерство информационных технологий и связи России) разработали такую методику, что «шпаргалки» отлавливаются с вероятностью практически стопроцентной. Я не имею права выдавать все тайны, но один столичный мастер ФИДЕ по фамилии К…ев был из победителей одного из турниров разжалован – и апелляцию не подал! А турниров таких – несколько десятков и участников – за тысячу.
Какое же это благо для тех, кто живет в малых российских городах, где компьютеры уже есть, а вот достойных соперников нет!
ЧТО БУДЕТ
Тут прежде всего надо обратиться к тому теплому августовскому дню 1947 года, когда в старинном парке «Сокольники» состоялся первый чемпионат Москвы по блицу – молниеносной шахматной игре. На метро приехал туда 25-летний мастер Юрий Авербах, еще до войны ставший чемпионом Советского Союза среди школьников младшего возраста. Поехал он обратно домой, в свою комнату в коммунальной квартире, на новеньком велосипеде: таков был дефицитнейший приз для победителя! Шли годы – и трудно было назвать великого шахматиста (Ботвинник, блиц принципиально не признававший, не в счет), кто хоть разок-другой не попытал бы счастья в ежегодной борьбе за… самовар: газета «Вечерняя Москва», взявшая чемпионат под свое покровительство, придумала для победителя именно такую нетрадиционную награду. Уносили домой трофеи Смыслов и Петросян, Корчной, Бронштейн, Крамник… Наибольшую коллекцию, вполне достаточную для организации самой большой чайной в мире, собрал, конечно, Михаил Таль: самоваров ему досталась ровно дюжина! Есть и у меня самовар, но конечно же не за личную победу, а подарок от Таля. Зато до сих пор помню партию, выигранную в одном из блицев у великого, хитрого и по-шахматному коварного Давида Бронштейна, а ведь лет тридцать прошло, не меньше.
Так вот: послезавтра впервые чемпионат столицы разыграют юные, а затем – элита. И не надо быть пророком, чтобы предсказать: в парке искусств «Музеон», куда переехал блиц, весь день вокруг столиков будут друг на друге висеть любители шахмат – только раз в году можно увидеть такую стремительность шахматной мысли. Только вот, как в Сокольниках, на деревья залезать не будут, чтобы сверху наблюдать за игрой: новые времена – новые песни.
Впрочем, не поручусь, что кто-нибудь не раздобудет стремянку: шахматисты ведь народ находчивый…
НА ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ
В этом шахматном году, более чем щедром на события, случится и еще одно: наконец-то определился матч чемпиона мира Владимира Крамника с завоевавшим право на поединок венгром Петером Леко.
Вот уже 4 года Крамник не защищал звание, да и победа не оставит его на троне, равно как и победа Леко не даст ему корону. Ведь теперь это промежуточный матч в объединительном цикле борьбы, который восстановит в шахматном мире единовластие: без всяких там версий, как у боксеров. Но от таких привходящих обстоятельств поединок менее интересным не станет. Тем более что оба участника уже знают вкус шахматной крови соперника, оба прекрасно подготовлены и биться станут насмерть. Хотя менеджер у них один и тот же: случай в шахматах невероятный.
Это произойдет в сентябре, через пару недель.
Закончится матч – и буквально назавтра испанский остров Мальорка примет Всемирную шахматную олимпиаду, или Турнир наций, как некогда его называли. Нашей мужской команде золото тут гарантировано на 99 процентов – это ведь не футбол! Женской – пророчествовать не берусь. Как правило, россиянки все последние годы финишировали вторыми-третьими, хотя в Бледе-2002 буквально держали Кубок Веры Менчик в руках. На сей раз команда сформирована по чисто спортивному признаку на одном турнире – чемпионате страны. Но дебютантка в ней лишь одна – старшая из архангелогородских сестер Косинцевых – Надежда. Остальные – «стреляные волчицы» при всей их человеческой молодости. Впервые не попали в сборную самые высокорейтинговые наши шахматистки: Алиса Галлямова и Светлана Матвеева. Но бесконечно прав был один мудрый шахматный тренер, выдавший бессмертный афоризм: «Пока мы говорим о молодых, они растут!»
Завершит год мужской чемпионат России, равного которому еще не было. Никаких швейцарок: нормальный круговой турнир с участием Каспарова, Крамника, Карпова, Свидлера, Бареева, Грищука, Морозевича и победителей двух полуфиналов – в их числе двукратный чемпион СССР ветеран Виталий Цешковский. Шахматное сердце, ты не замираешь от предчувствий?! Если нет, тогда честно признайся: люблю альпинизм. А шахматы – это в палатке на высоте 6–7 тысяч метров, когда разыгралась метель и путь наверх заказан…
И конечно же сердце полностью успокоилось бы, отпусти японцы с миром гениального и неумного по большому счету Роберта Джеймсовича Фишера. Сидящего уже более полутора месяцев в японской каталажке в ожидании депортации в США и тюрьмы там уже десятилетней. Многие выступили в его защиту: бывший зам. министра иностранных дел Японии, президент Черногории, организаторы международного турнира в немецком Майнце, «исторический» партнер Фишера Борис Спасский. Тот обратился с открытым письмом к президенту Бушу, и если первая часть обращения звучала серьезно и весомо, то вторая – ернически. «Я прошу Вас, господин президент, о милосердии и великодушии. Если по какой-либо причине это сделать невозможно, убедительно прошу о следующем: исправьте ошибку покойного президента Франции Франсуа Миттерана… и включите санкции также против меня. Арестуйте меня. И посадите нас в одну камеру. И дайте нам шахматы…»
Как все-таки приятно слыть рыцарем, когда это абсолютно безопасно: ну хорош был бы накануне выборов главный блюститель прав человека, если бы прислал свой спецназ за гражданином чужой страны, в основном дружественной, и отвез бы его за океан на какой-нибудь тюремный островок на Гудзоне…
Сам же Фишер совместно с президентом местной шахматной федерации почти 60-летней госпожой Мииоко Ватаи сделали ход чисто шахматный: подали заявление о регистрации их брака, поскольку вот уже 4 года живут, как раньше говорили, во грехе. Правда, у Фишера на Филиппинах есть любимая женщина и ребенок, но это, так сказать, второстепенный вариант, или побочное решение проблем его личной жизни. Увы, паспорт экс-чемпиона мира был аннулирован американцами, отобран и уничтожен японцами, а какое же сватанье без документов?
И еще японские власти отклонили просьбу адвокатов Фишера о приостановлении процесса выдачи его за океан. Тут же последовала жалоба в Верховный суд Страны восходящего солнца. Но это уже последняя инстанция, и я искренне очень боюсь, что старинная наша песня как раз о восходящем и заходящем солнце становится для Бобби все более и более актуальной…
P.S. Прямо мистика какая-то: набрал на компьютере эти строки – и зачем-то вышел в Интернете на сайт Японской шахматной федерации. И в ту же секунду там возникло сообщение, что министерство юстиции приняло решение депортировать Фишера в США. Но отбывать там неотвратимое наказание было по силам Майклу Тайсону: с такими кулаками и в тюрьме безопасно. А какой толк в компании с ворами, хулиганами и наркоманами от уникальных мозгов 11-го в истории шахматного короля? Словом, печально все это…