Волшебная буква «К» неужели от нее зависят победы шахматистов?!
ШАХМАТЫ
ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИДЕ
Финалистами чемпионата мира, проходящего в Триполи (Ливия), стали англичанин Майкл Адамс и узбек Рустам Касымджанов. Им предстоят 6 поединков.
Василию Васильевичу Смыслову я позвонил совсем по другому случаю, о котором — чуть позже. И заодно сообщил ему, что минут десять назад определился второй финалист в Триполи. И что это…
— Касымджанов, — буквально огорошил меня Смыслов.
— Откуда вы узнали?
— Так ведь он на букву К…
Самое удивительное: сказал это Василий Васильевич, миллион лет назад прояснявший нам, группе российских мальчишек, некоторые фундаментальные аспекты шахмат, совершенно серьезно, без свойственной ему тончайшей иронии.
Боже мой, а ведь я совершенно забыл, что именно ваш покорный слуга впервые ввел в шахматный лексикон словосочетание «два гроссмейстера К.», и было это ровно три десятилетия назад. Тогда Виктор Корчной не был еще изменником Родины, приговоренным впоследствии заочно по очень «шахматной» 64-й статье Уголовного кодекса к длительной отсидке за невозвращение из-за рубежа, и играл он в Москве, в зале имени Чайковского, финальный матч претендентов с совсем юным Анатолием Карповым. Центральное телевидение СССР вело репортажи с матча, и, однажды сказав так о его участниках, я никак не мог предположить, что этой шутке суждено долголетие. А потом формула «два К.» звучала везде и повсюду во время исторического, как было принято говорить, противостояния Карпова с Каспаровым и Каспарова с Карповым (как-никак, но 5 матчей за корону — такого ранее в истории не случалось). Потом к двум великим присоединился Владимир Крамник, и опять — теперь уже из Лондона — звучали те же «два К.». Делалась даже попытка свести воедино всех «трех К.» — это был бы турнир турниров: три чемпиона мира и никого больше. И вот сейчас…
СТРАННОЕ ПАДЕНИЕ ТОПАЛОВА
Разумеется, Василию Васильевичу я возразил, что чемпионами мира бывали и гроссмейстеры на букву С, и на Т, и на Б тоже, но услышал в ответ, что все это в прошлом. И мысленно с ним согласился.
Да, вслед за сильным — его индивидуальный коэффициент устойчиво держится в районе 2730—2740 единиц: шахматисты прекрасно понимают, что это такое, а всем остальным напомню, что сегодня такие цифры гарантируют примерно 5—7-е места в мировой табели о рангах — англичанином Майклом Адамсом, который на классе обыграл в полуфинале 17-летнего бакинца Теймура Раджабова, в финал вышел Рустам Касымджанов. Несколько неожиданно для большинства экспертов: ведь соперником его был рейтинг-фаворит ливийского чемпионата мира Веселин Топалов, чьи результаты в Триполи более чем потрясали. Согласитесь, выиграть все 5 предыдущих матчей, уступив соперникам лишь пол-очка из десяти — это впечатляет. К тому же Топалов избегал нервотрепки в тай-брейках с их повышенным элементом случайности. Так что — сами понимаете…
Но свершившееся требовало анализа, и после него кое-что, если не все вообще, прояснилось. По крайней мере картина нарисовалась любопытнейшая.
КАСЫМДЖАНОВ — БЕЗ НЕРВОВ
Во-первых, на этом чемпионате Касымджанов (раньше, каюсь, за его партиями следил маловато) играл в лучших традициях нашей родной шахматной школы с некоторым, я бы сказал, азиатским окрасом. Он был хитер, изворотлив, очень упорен, но в отличие от иных «шахматных провинциалов» показал самый современный дебютный репертуар и не раз получал перевес над соперниками именно в дебюте. Особо дивиться этому нечего: игровой практики ему хватало, взять хотя бы ту же германскую бундеслигу, где играют практически все сильнейшие в мире, и Рустам — тоже. Что же касается нервов — то, по-моему, Касымджанов о них читал только в книгах, а где расположены собственные — даже не слышал. Иначе бы в трех матчах из своих пяти выигранных он на тай-брейках так уверенно себя не чувствовал бы. В результате именно в быстрых шахматах побеждены Иванчук (!), Грищук со счетом 2:0 (!!) и теперь вот Топалов — тоже 2:0 (!!!). Между тем на старте против явно более слабых соперников Касымджанов довольствовался в классических шахматах полутора очками — и кто знает, не сожалеет ли сейчас Топалов о своих сухих победах и об отсутствии сиюминутной практики в быстрой игре. Шахматистам ведь, как и любым спортсменам, тоже требуется разминка, пусть и своеобразная…
А если к тому же вспомнить, что в анамнезе у Касымджанова еще и титул чемпиона Азии (к которому мы пока как-то спокойно относимся и, наверное, зря), и выход в финал Кубка мира пару лет назад в Хайдарабаде, где он уступил самому Ананду, то… Нормальные люди — о фанатиках речи нет — теперь трижды подумают, прежде чем решат делать ставки на того или другого финалиста мирового первенства.
Только во всем этом есть одно «но», и молчать о нем — безнравственно. Шахматам не безразлично, кто победит в Триполи. Потому что на матч Касымджанова с Каспаровым непросто будет найти деньги — разве что взыграет узбекский или какой-то иной патриотизм. Если же нет… Как бы не забуксовал тот самый объединительный шахматный процесс, который и без того ползет со скоростью улитки.
И в заключение — о цели звонка Смыслову. Предупредил я его, что заеду за ним и отвезу в Центральный Дом шахматиста, где на пресс-конференции будет объявлено: через считанные дни, а точнее 16 июля, стартует Интернет-кубок России. Пять месяцев будут идти отборочные турниры, в декабре — финал; пока же включиться в борьбу сможет каждый.
СТАТИСТИКА
Мужчины Чемпионат мира Триполи (Ливия)
Финал
Адамс (Англия) – Касымджанов (Узбекистан) – 0,5:0,5.