Мемориал Гитлера?

ИЗ-ЗА СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ СИЛЬНЕЙШИЕ ШАХМАТИСТЫ ПЛАНЕТЫ НЕ ПОПАЛИ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИДЕ
news

ШАХМАТЫ

ИЗ-ЗА СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ СИЛЬНЕЙШИЕ ШАХМАТИСТЫ ПЛАНЕТЫ НЕ ПОПАЛИ НА ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИДЕ

Сегодня в Триполи (Ливия) открывается чемпионат мира ФИДЕ. Турнир наверняка войдет в историю как рекордно слабый по составу игроков. В числе тех, кого не будет на мировом первенстве, есть и лучшие российские шахматисты.

У людей, как известно, долгая память. У шахматистов, держащих в голове сотни партий и десятки дебютных вариантов, а также типовые позиции эндшпилей, множественные приемы атаки, защиты, контратаки и еще массу всякой всячины – в особенности. Потому, наверное, когда стали известны некоторые необычные условия предстоящего чемпионата мира ФИДЕ, который открывается в Триполи, впервые на Африканском континенте, то я сразу вспомнил выразительную страницу шахматной истории, к слову, мало кому известную.

Тогда, в 1936-м, Берлин принимал давно запланированные Олимпийские игры. Ломкая кинопленка гениального режиссера Ленни Рифеншталь, к сожалению, уверовавшей в лозунги нацизма, донесла до нас бешеную ярость фюрера, когда на его глазах чернокожий недочеловек американец Джесси Оуэнс четырежды в спринте и прыжках, к тому же с мировыми рекордами, буквально нокаутировал лучших легкоатлетов самого что ни на есть арийского происхождения. Но для имиджа молодого фашистского Третьего рейха «alles ging ausgezeichnet» – все идет превосходно: слово «Берлин» не исчезает с газетных страниц всего мира.

Гитлеру все же хотелось большего, и отнюдь не сытая, по карточкам кормившаяся Германия пригласила к себе еще и очередной, седьмой по счету, «Турнир Наций» – так называлась тогда Всемирная шахматная олимпиада. С одним ма-а-а-леньким условием: в составах команд не должно было быть евреев, которые и в те времена занимали в шахматах место, ныне принадлежащее в стайерском беге кенийцам с эфиопами.

Возмущение от «пожелания» фюрера оказалось таким всеобщим и громогласным, что Гитлер, вопреки шахматным правилам, взял ход назад. Но и после этого в Мюнхен не приехала сильнейшая тогда команда мира – американская. Не вышли на старт и британцы, хотя их сборная состояла из чистокровных англосаксов. Вообще собралось лишь два десятка коллективов – в основном из невеликих европейских стран, которые боялись стремительно вооружавшейся Германии, как черт ладана.

ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ИЗ КАРМАНА КАДДАФИ

ФИДЕ тогда поступила достойно: мюнхенский «Турнир Наций» был вычеркнут из официального списка, и через год уже Стокгольм принимал Шахматную олимпиаду № 7.

С тех «древних» пор ничего подобного в шахматном мире не случалось: срывы матчей и бойкоты по политическим соображениям – не в счет; увы, они – знамение нашего времени, его обыденность. Но вот расовые дискриминации…

Тем не менее они возродились. В ХХI веке! При президенте ФИДЕ, который одним из первых в мире создал в своей родной Калмыкии храм всех религий и при наличии в Элисте одного-единственного католика возвел там костел – как символ действительного равенства людей и друг перед другом, и перед Богом единым. И вдруг…

Я отлично понимаю Кирсана Илюмжинова: на благо шахмат им отдано куда более 30 миллионов собственных денег, и не в рублях И когда после длительных поисков спонсора нашелся наконец ливийский правитель Каддафи с полуторамиллионным призовым фондом и еще с несколькими сотнями тысяч на проведение чемпионата мира, Кирсан Николаевич, подозреваю, от души поблагодарил Будду: ведь в президента ФИДЕ, обещавшего чемпионат почти три года назад, уже летела масса критических стрел. И – поступился принципом: ведь Каддафи в свою страну не пускает даже тех, кто имеет в своем паспорте давнюю израильскую визу.

Потом, правда, Илюмжинов сказал, что и Каддафи взял ход назад. Но сын диктатора, он же президент НОК Ливии, возразил, что все остается в силе. И в результате из чемпионата выпали: один из сильнейших в мире Борис Гельфанд, экс-чемпион Европы Эмиль Сутовский, лучшая шахматистка всех времен и народов Юдит Полгар, ряд прошедших отбор в Америке гроссмейстеров. А когда и россияне с мировыми именами – Анатолий Карпов, Евгений Бареев, Петр Свидлер, Александр Халифман, еще кое-кто – не получили от ФИДЕ надлежащих контрактов, когда в турнир не попали прошлые чемпионы Виши Ананд и Руслан Пономарев, когда не играют там «классический» чемпион мира Владимир Крамник и его соперник в будущем матче Петер Леко, стало ясно: из всех проведенных чемпионатов мира ФИДЕ по предложенной лично Кирсаном Илюмжиновым нокаут-системе нынешний – наислабейший. «ФИДЕ утратила доверие профессиональных шахматистов. Она дискредитировала себя и тем, что перестала учитывать мнение многих входящих в нее федераций», – под этим официальным заявлением москвича Евгения Бареева ныне готова поставить подпись едва ли не вся шахматная элита.

КАСПАРОВ ПЕНЯЕТ НА ХАОС

Эту ситуацию прокомментировал 13-й чемпион мира Гарри Каспаров:

— Я говорил еще много лет назад, что нокаут-систему вряд ли можно считать объективной. Но пока Кирсан Николаевич обеспечивал более высокие призы, в чемпионатах ФИДЕ играли почти все. Когда ныне призы резко уменьшились, а ведущие шахматисты стали зарабатывать больше, они позволили себе в Триполи не играть.

Мне кажется, мы проходим период хаоса в шахматном мире, и с проведением ливийского чемпионата он, хаос, еще не закончится. Более того, он не закончится и в следующем году. Наверное, надо понимать: многие в этом заинтересованы. В том числе некоторых элитных шахматистов из первой мировой десятки этот хаос устраивает. И ожидать, что все станет на свои места, не приходится. На сей день ФИДЕ не располагает организационными и финансовыми ресурсами, которые могли бы быть выставлены в качестве весомых аргументов и могли бы привлечь всю шахматную элиту к соревнованиям ФИДЕ. Откровенно говоря, я не питаю особых иллюзий, что в ближайшем будущем все разрешится, хотя какие-то шаги будут сделаны. Появится победитель ливийского чемпионата, с которым, надеюсь, мне удастся сыграть матч. Видимо, состоится и матч Крамник – Леко. Словом, посмотрим…

Как видите, Гарри Кимович обошел в своем экспресс-анализе и расизм Муамара Каддафи, и вынужденный отказ многих российских и европейских гроссмейстеров. Впрочем, его тоже можно понять: знаменитые Пражские соглашения, направленные на ренессанс единого шахматного трона, проходили при живейшем участии Каспарова и расценивались им как большая победа над тем хаосом, о котором он говорит. Чемпионат в Триполи, пусть и с огромным опозданием, вошел в русло этих соглашений. Только вот удобно ли будет ему самому, Великому и Ужасному за шахматной доской, громить в полуфинальном матче за единую шахматную корону того, кто выиграет ливийский чемпионат. Без шести лучших из первой мировой десятки. Без всех (повторяю – всех!) чемпионов ФИДЕ прежних лет. Без «расово неполноценных», а также американских, французских и иных гроссмейстеров.

И без сильнейших российских, наконец.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Яков ДАМСКИЙ

Мастер спорта СССР по шахматам, международный арбитр ФИДЕ, член президиума Российской шахматной федерации, один из патриархов спортивной журналистики СССР, а затем России, популярный телекомментатор и ответственный редактор спортивной редакции радиостанции «Маяк».

Сегодня дебютирует в качестве постоянного шахматного обозревателя нашей газеты.

Новости. Шахматы