Каспарову сын запретил проигрывать
ШАХМАТЫ
Последняя партия шахматного матча между Гарри Каспаровым и компьютерной программой X3D Fritz’a завершилась вничью. Вопрос о том, кто сильнее играет в шахматы, остался открытым.
Перед началом последней партии Каспаров выглядел очень решительно. Позже Гарри объяснил, что несколько часов не мог выбрать, какой дебют играть, а перед партией поговорил по телефону со своим шестилетним сыном. «Это было очень эмоциональное утро. Сын сказал мне: «Только попробуй не выиграть». А затем добавил: «Ты не имеешь права проиграть!» – рассказал тринадцатый чемпион мира.
С главной задачей – не проиграть черными и удержать равный счет в матче – Каспаров справился, но вот победить машину не удалось. Несмотря на очевидный игровой перевес человека, счет остался равным – 2:2. Если в выигранной второй партии компьютер не продемонстрировал особых талантов, а всего лишь воспользовался грубой ошибкой соперника, то в четвертой партии человеку пришлось пережить несколько неприятных минут.
X3D Fritz — Каспаров [D27]
13…exd5. В блицпартии против Крамника в 2001 году Каспаров сыграл 13... Кxd5 14.Лad1 Кxf4 15.Лxd8 Лxd8 и доказал, что у черных есть превосходная компенсация за ферзя. Но вот пожертвовать ферзя машине Гарри не рискнул – вероятно, правильно. Следует серия форсированных разменов. 14.Лad1 Сe6 15.Фxb7 Сd6! 16.Сg5 Лb8 17.Фxa6 Лxb2 18.Сxf6 Фxf6 19.Фxd6 Фxc3. Сделано всего несколько ходов, а половины фигур уже нет на доске. 20.Кd4. Вряд ли лучше и 20.a4 Лa2. 20... Лxa2 21.Кxe6 fxe6 22.Фxe6+ Kрh8. В этом тяжелофигурном окончании иной результат, кроме ничьей, может быть получен лишь грубым зевком. 23.Лf1 Фc5! Точный ответ, сохраняющий пешку на d5.
24.Фxd5. На 24.Лxd5? был заготовлен матующий удар 24...Фxf2+! 25.Лxf2 Лa1+. Но компьютер, разумеется, не может купиться на такую дешевую приманку. 24... Лfxf2! Несложный тактический удар, ведущий к полному уравнению.
25.Лxf2. Также к ничьей ведет и подставка ферзя – 25.Фd8+ Лf8+ 26.Kрh1 Лa8!
25...Фxf2+ 26.Kрh1 h6. Как ни удивительно, единственно возможный ход – любой другой ведет к поражению! 27.Фd8+ Kрh7 1/2-1/2.
Гарри был разочарован столь быстрой ничьей, но, объективно говоря, в этой партии ему не в чем винить себя. Не надо было проигрывать вторую!
Как справедливо заметил на закрытии матча комментатор, первый афро-американский гроссмейстер Морис Эшли, из десяти партий, сыгранных между Каспаровым и компьютером в 2003 году, Гарри не выиграл черными ни одной партии. В предыдущем матче Каспарова с программой Deep Junior, который состоялся в январе этого года, Гарри и победил, и проиграл белыми. На итоговой пресс-конференции, которая собрала множество журналистов, по сути дела, подводились итоги сразу двух матчей. Общий счет – 5:5 не дает оснований говорить о преимуществе одной из сторон.
«Мне кажется по-настоящему важным то, что наши компьютеризированные дети увидели, что человеческий интеллект в состоянии бороться с машиной и побеждать ее», – сказал Каспаров в заключение. Действительно, детей среди зрителей было очень много — и на матче, и на закрытии. Благодарная нью-йоркская публика аплодисментами встретила сообщение о том, что матчи человека и компьютера продолжатся в следующем году. Подвести первые итоги поединка для нашей газеты любезно согласился Фредерик Фридель, хозяин «Fritz’a» и глава компании Chess Base:
— Матч был достаточно тяжелым и напряженным. Вспомните первую партию – у Гарри была хорошая позиция, он должен был ее выиграть, но не сумел. Это потому, что «Fritz» играл очень аккуратно. Можно себе представить шахматиста уровня Гарри, который получил желаемую позицию, но все же не сумел добиться победы. Это должно было быть для него очень неприятным.
Во второй партии Каспаров начал переигрывать машину, но из-за ужасного зевка проиграл. Мы потом встретились с ним в лифте, и он сказал: «Это твой день». Я ответил, что не люблю, когда проигрывают таким образом. «Но по-другому машине и не проигрывают – только на зевках», — ответил Гарри.
Когда Каспаров в третьей партии снова перехитрил машину, то действовал очень осторожно, поэтому ему и удалось выиграть. Сегодня, в четвертой партии, дебют сложился для нас благоприятно. Я думал, что у нас были хорошие шансы на победу, но Каспаров показал, как продуманной игрой можно лишить машину преимущества. Возможно, я неправильно оценивал положение – посмотрим, что скажут другие эксперты.
Я хотел сделать программу, которая выигрывает, но я знаю Гарри с 1985 года и я также хотел, чтобы и он победил. Поэтому, когда Каспаров проигрывает, я расстраиваюсь, и когда компьютер проигрывает, я тоже расстраиваюсь. Для меня это очень сложно – я до сих пор не разобрался в своих чувствах.