Суперблиц с Анатолием Карповым
СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ
Для журналистов Карпов – неуловим. Однажды немецкая журналистка позвонила Анатолию Карпову для того, чтобы договориться об интервью. Гроссмейстер назначил точное время и место для интервью через… два года. Хорошее чувство юмора? Оказалось, что это вовсе не шутки великого шахматиста. После восьмичасового ожидания, которое проходило в городе Одинцове, где Карпов давал сеанс одновременной игры, нашему корреспонденту удалось украсть лишь 20 минут его драгоценного времени. Суперблиц, по журналистским меркам…
БАЛЫ И ТУРНИРЫ
— Шахматы для вас — это еще спорт или уже искусство?
– Шахматы – спорт. Очень увлекательный, интеллектуальный, вдумчивый. С другой стороны, шахматы — это искусство дипломатии, искусство выстраивать отношения. Вспомните, как в старые времена люди выстраивали дипломатические отношения с помощью шахмат. Например, костюмированные балы в виде шахматных фигур. Два года назад была создана мастерская Карпова, которая объединила лучших дизайнеров, косторезов, историков, скульпторов, и сегодня эта мастерская производит уникальные коллекционные шахматы из таких редких материалов, как бивни мамонтов, возраст которых 40 тысяч лет. Задается историческая тема, например, английская война Белой и Алой Розы, которая шла около 300 лет. Доспехи, символика, геральдика — все отвечает историческим фактам. Это уже искусство.
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
— Анатолий Евгеньевич, где в мире вам уютнее всего?
— Абсолютно комфортно ощущаю себя в Испании. Комфортно мне еще во Франции и в Италии, и в Бельгии, к другим странам строже отношусь. А вообще тяготею больше к латиносам, поскольку и в Южной Америке, и в Аргентине я чувствую себя прекрасно. Но это все – поездки, командировки.
Россия дает богатый опыт и материал для понимания различных культур, поскольку она тоже разнородна. Сколько национальностей, народностей, языков, религий… Я, например, родившись на Урале, знаком со многими обычаями татар и башкир, у нас в городе немало их было. Наверное, наше богатство в том, что идет постоянный взаимообмен.
ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ
— Правда, что в семь лет вы обыграли 70-летнего противника?
— Абсолютная. Это был мой первый поход в шахматный клуб. Я был очень маленький, в семь лет выглядел как пятилетний мальчишка. Никто не мог поверить, что я играю достаточно сильно. И вот настал этот вечер. Я играю с 70-летним второразрядником, очень опытным и сильным шахматистом. Морковин, как сейчас помню фамилию. Мне сказали, что если я сделаю ничью, то меня точно запишут в турнир. Но мне удалось не только сделать ничью, но и выиграть эту партию…
— Говорили, что после победы над Корчным вы все деньги потратили на одну очень дорогую марку?
— Это абсолютная неправда. Во-первых, марок, на которые можно потратить сотни тысяч долларов, – единицы. Во-вторых, никогда не случалось, чтоб крупный приз я тратил на марки. Хотя если приз турнира… Тогда случалось (улыбается).
— А когда вы пристрастились к филателии?
— Вообще, я почетный член общества филателистов с 1974 года. Почти 30 лет, таких старожилов, может, уже и нет в обществе филателистов. Марки – это интересно. Открытие марки приравнивается даже, может быть, к открытию колеса.
ЧЕЛОВЕК НОЧНОГО ВИДЕНИЯ
— Анатолий Евгеньевич, вашей энергии можно позавидовать. Откуда силы? Вы занимаетесь физкультурой?
— Нерегулярно, хотя раньше играл в теннис. Плавание, лыжи, гимнастика — много всего было.
— И даже зарядку по утрам не делаете?
— По утрам я никогда не делал зарядку, потому что я человек ночного видения. Встать утром в восемь и сделать зарядку — это для меня абсолютно ненормально. Вот спортивные тренировки в 11 вечера – это еще другое дело.
— А вы болельщик? Кричите у телевизора, когда, например, наша сборная по футболу играет?
— За сборную болею, как футбольную, так и хоккейную. А за клубы уже времени не хватает и, может, какой-то энергии. Наша футбольная сборная всегда может порадовать и всегда может разочаровать. Это команда сюрпризов. Но больше огорчает хоккей. В хоккее мы всегда были на коне и в полном порядке, а вот то, что в последние годы происходит, мне абсолютно не нравится.
КСТАТИ
Дочка Анатолия Карпова Соня не проявляет особого интереса к шахматам. Ей четыре годика. Соня любит балет. Смотрит телевизор, кассеты и сама репетирует перед зеркалом. Она может танцевать по два, по три часа, и ей это в удовольствие.