Белую свинью подложили Каспарову во второй партии
ШАХМАТЫ
В матче Каспаров–X3DFritz после ужасной ошибки человека вперед вырывается компьютер.
Пророчество Каспарова, данное им сразу после недавнего матча с израильской программой DeepJunior, сбывается. Тогда Гарри заметил, что скоро наступит время, когда в матче человека и компьютера человек будет ставить перед собой задачу выиграть всего одну партию. Похоже, мы уже вплотную подошли к этому времени. Машина играет все сильнее, а человеку становится все сложнее выдержать игровое напряжение. Малейшая ошибка молниеносно карается компьютером.
Каспаров хорошо провел сложную партию, позиционно переиграл виртуального соперника, но на 32-м ходу грубым зевком свел на нет собственные усилия. Вот как это было:
X3D FRITZ – КАСПАРОВ
1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 Кf6 Приглашение к Берлинскому варианту. 4.d3! Это явно работа команды X3DFritz, которые запрограммировали подопечного не идти на упрощения в ранней стадии партии. 4...d6 5.c3 g6 6.0-0 Сg7 7.Кbd2 0-0 Получилась спокойная позиция «испанского» характера. Обе стороны неплохо развиты и готовы к борьбе за центр.
8.Лe1 Лe8 9.d4 Сd7 Черные удерживают пешку на e5 и ждут удобного момента для вскрытия центра. 10.d5 Кe7 11.Сxd7 Кxd7 12.a4 Новинка! Причем, надо признать, вполне логичная. Белые начинают пешечное наступление на ферзевом фланге в полном соответствии с шахматной наукой. 12...h6! Черные, в свою очередь, готовят контригру на королевском фланге. 13.a5 a6! Конечно, на a6 допускать пешку нельзя. В отсутствие белопольных слонов следует максимальное количество пешек поставить на белые поля.
14.b4 f5 15.c4 Кf6 Проверка железного друга на понимание! Разменяется на f5 или нет?
16.Сb2 Проверку выдержал! Конечно, белым нет никакого смысла сдавать центр.
16...Фd7 17.Лb1 Крайне загадочный ход! 17...g5! Так или иначе, проблему коня e7 черным надо решать. Над этим ходом Гарри продумал около 20 минут. 18.exf5 Фxf5 19.Кf1! 19...Фh7 Важно оставить ферзя на королевском фланге. 20.К3d2 Кf5 21.Кe4 Кxe4 22.Лxe4 h5! Начало позиционной атаки на королевском фланге. Начиная с этого момента игра X3DFritz производит странное впечатление. Он никак не может решиться начать свою контригру на ферзевом фланге путем b4-b5 или c4-c5. 23.Фd3 Лf8 24.Лbe1?! Лf7 25.Л1e2 g4! К крепости белого короля постепенно приближаются осадные орудия и пехота. 26.Фb3 Лaf8 27.c5 Qg6! 28.cxd6 cxd6 29.b5 axb5 30.Фxb5 Очень важный момент в партии! У черных все готово для начала решающего наступления на королевском фланге. Против любого человека Гарри не стал бы медлить. А вот против железного монстра не решился! На часах были довольно тревожные показатели – минут 15 на десять ходов. Не так мало, конечно, но глубоких вариантов не посчитать. 30...Сh6 Принципиально здесь было 30...h4! , после чего есть ряд интереснейших вариантов. 31.Фb6 Одноходовые угрозы – главное оружие компьютера! 31...Kрh7 Грозило взятие на e5. 32.Фb4 Лg7??
33...dxe5 34.Фxf8 Кd4 35.Сxd4 exd4 36.Лe8! Грозит мат на h8. 36...Лg8 37.Фe7+ Лg7 38.Фd8! Лg8 39.Фd7+ . И, не дожидаясь 39...Rg7 40.Qc8! Rg7 41.Qxb7+, черные сдались.1:0.
Сказать, что Гарри выглядел разочарованным – значит, не сказать ничего. Доброжелательная нью-йоркская публика встретила его аплодисментами, но не особенно сильными – в Америке любят победителей.
Гарри не хватило каких-то десяти минут для того, чтобы найти четкий способ реализации перевеса – слишком много времени было потрачено в середине игры. Возможно, свою негативную роль сыграла и глупая ошибка организаторов, которые ухитрились второй раз подряд дать Каспарову белые фигуры. Подложили белую свинью – шутили специалисты. Из-за этого начало партии пришлось отложить на несколько минут.