Виртуальные войны эпизод третий

11 ноября в Нью-Йорке начнется шахматный матч между 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым и одной из сильнейших в мире компьютерных программ «Fritz». Чьи шансы выше?
news

ШАХМАТЫ

11 ноября в Нью-Йорке начнется шахматный матч между 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым и одной из сильнейших в мире компьютерных программ «Fritz». Чьи шансы выше?

ТОТ САМЫЙ «FRITZ»

Это тот же самый «Fritz», который год назад играл с Владимиром Крамником в Бахрейне.

Та встреча завершилась вничью – 4:4, хотя после четырех партий «классический» чемпион лидировал со счетом 3:1. К сожалению, по ходу матча у Владимира не хватило сил на то, чтобы удержать перевес, – он проиграл пятую и шестую партии. Тот матч, также как и последующий, между Каспаровым и программой «DeepJunior» в Нью-Йорке, который, напомню, также завершился вничью (3:3), показал одну важную вещь. В начале поединка с компьютером человек имеет ощутимый перевес, но во второй половине встречи накапливается усталость, появляются «невынужденные ошибки», и фаворитом становится машина, которая никогда не устает и всегда наказывает за неточности. Если исходить только из этого принципа, то в Нью-Йорке должен победить человек – ведь в предстоящем матче будут сыграны всего четыре партии. На самом деле все не так просто.

Соперник Гарри – это не обычный «Fritz», хорошо знакомый всем любителям играть в шахматы с собственным компьютером. Программа называется «X3D Frtiz», что, по сути дела, означает «трехмерный Фриц». Организатор и спонсор матча – американская компьютерная компания X3D World («Трехмерный мир»), заинтересованная в популяризации своих программных продуктов. Это в первую очередь трехмерные игрушки и программы для обучения, в которых используются трехмерные технологии. Специально для матча с Каспаровым была сконструирована трехмерная версия популярной программы «Fritz», многократного чемпиона мира среди шахматных программ. Соответственно и играть Гарри придется не на доске, а в некоем виртуальном пространстве.

У ВАС ЕСТЬ ПЛАН, МИСТЕР КАСПАРОВ?

Выглядеть это будет так: на Каспарова наденут специальные очки, он будет видеть перед собой висящую в воздухе доску. Обдумав ход, Гарри голосом отдаст команду оператору – фигура переместится на нужное место. И так все семь часов, которые может продолжаться партия, – играть будут с классическим контролем времени (2 часа на 40 ходов, 1 час 20, 30 минут до конца). В этой самой «трехмерной технологии» и заключается самая главная опасность, которая подстерегает человека в матче. С этим согласен и сам Гарри, который уже находится в Нью-Йорке и начал подготовку. В телефонном разговоре Каспаров рассказал, что он уже получил «на руки» трехмерную версию программы и сейчас пытается с ней освоиться. «Ощущения не из приятных», – заметил 13-й чемпион.

Это и неудивительно. Опыт показывает, что матч с машиной – очень тяжелое испытание и для интеллекта, и для психики гроссмейстера. Во время игры над живым шахматистом довлеет неизбежность наказания за малейшую неточность – ошибок машина не прощает. Понятно, что еще тяжелее играть в непривычных условиях, без доски и без фигур.

Что может противопоставить машине человек? В первую очередь план. Как бы хорошо ни играли современные машины, проводить в жизнь длинный план им пока не под силу. Все успехи кремниевых игроков основаны на огромной глубине перебора вариантов. Качественная дебютная подготовка, хитрый план плюс безошибочная реализация перевеса – таков секрет современной игры с машиной. Сумеет ли Гарри в четырех партиях доказать превосходство человеческого интеллекта? Мой ответ такой – сумеет, если в достаточной степени освоится с игрой без доски в виртуальном пространстве.

Матч вызывает в Америке огромный интерес. Все четыре партии будут в прямом эфире транслировать по одному из крупнейших американских спортивных каналов ESPN – впервые в истории.

Новости. Шахматы