Возвращение короля. Денис Меньшов впервые за пять лет выиграл королевский этап «Вуэльты»
Субботний этап с финишем на высочайшей вершине «Вуэльты» Бола-дель-Мундо превратился в бенефис российского велогонщика. Клип с победной атакой Дениса Меньшова целый день крутили по испанскому телевидению. А сам спортсмен реабилитировался за не слишком удачный дебютный сезон в «Катюше».
ЧТО ТАКОЕ «ДАВАЙ»?
Я хотел бы написать, что видел вершину Бола-дель-Мундо с высоты птичьего полета. Но птицы не летают так высоко. Трассу решающего подъема мы с коллегами рассматривали с канатной дороги. Идти три километра почти вертикально вверх по склону все-таки не решились. Да и время поджимало. Но испанцы – народ горячий. А потому разноцветная река болельщиков вопреки всем законам тяготения устремляется от подножия ввысь, разрастаясь и набирая силу к самой вершине.
Лучше места для решающего – королевского – этапа и не подобрать. Отсюда, с вершины, как с испанского престола – все кажется мелким и суетным. Даже бор вековых сосен, растущих у подножия, выглядит как скошенный газон.
Гонщики будут здесь только через два часа, но близ финишного створа уже не протолкнуться. Все места, с которых хоть как-то видно трассу, и даже самые неудобные для сидения осколки скалы – в болельщиках. А ведь внизу в этот момент находится еще одна фанатская армия, которая непременно ринется на штурм вершины, как только гонщики окажутся поблизости.
Нам есть за кого болеть в этот момент. В отрыве, в восьми минутах впереди основной группы, едут два российских парня – олимпийский чемпион-2004 Михаил Игнатьев и наш самый титулованный гонщик современности Денис Меньшов. Их задача – быть впереди, чтобы помочь капитану команды испанцу Хоакину Родригесу, когда тот будет атаковать. Хоакин пока третий в генеральной классификации. Или работать на себя, если…
В это «если» не очень верится. Такие горы крутоваты для бывшего трековика Игнатьева, Меньшова же никакими вершинами не напугать – но на «Тур де Франс» как раз на подобном подъеме была неудача и итоговое место в середине второго десятка, а с последней победы на этапе «Вуэльты» прошло уже пять лет. А в отрыве прекрасно смотрится австралиец Ричи Порте. Да и позади в пелотоне здорово работают баски из «Эускалтель» – разрыв неуклонно сокращается: вот уже семь минут, шесть, пять с половиной…
– Что такое «давай»? – интересуется у нас тучный галисиец, когда мы просачиваемся в местный бар к телеэкрану и что есть духу болеем за Меньшова.
– То же, что у вас vamos, – отвечаем ему.
– Давай-давай-давай, – заряжает с нами по-русски новоиспеченный фанат россиянина.
На стене бара фотографии российских гонщиков: призеров Олимпиад Алексея Маркова и Александра Колобнева. Разве тут могут болеть против наших?
МЕНЬШОВ И ЯБЛОКИ
Сосед по столику в форме «Саксобанка» недоволен. Камера выхватывает его кумира Альберто Контадора. Тот опустился в глубь пелотона и выглядит мрачновато. Вдруг Родригесу удастся отыграть две минуты у этой тени?
А в это время километра за четыре до финиша Меньшов проводит первую атаку. Его темп поддерживает только упрямый австралиец Порте. Остальные либо отстают, либо повисают на Меньшове, как перезрелые яблоки, тряхнешь – и посыплются вниз. Меньшов и Порте первыми въезжают на «финишную кривую». Трехкилометровый подъем змейкой уходит под облака.
На королевском этапе Меньшов поистине с царским спокойствием наблюдает за более молодым австралийцем. Застывает в одной позиции и крутит педали, словно на велотренажере. Порте оглядывается. Порте дергается. Порте елозит на сиденье. Пытается сбросить с себя россиянина и тратит на это остаток сил.
– Я хотел атаковать метров за 300 до финиша, но был сильный встречный ветер, поэтому решил еще чуть-чуть потерпеть, – раскрывает Меньшов подробности решающей атаки. Это «чуть-чуть» едва не стоило инфаркта нашему тучному другу из Галисии. Он своим «давай» перекрикивал и нас, журналистов, и нестройный хор болельщиков Контадора.
Меньшов отрывается от задергавшегося Порте и пересекает финишную черту, но сил едва хватает, чтобы поднять одну руку и сделать победный взмах. Король вернулся. Подданные, возрадуйтесь.
А позади в это время разворачивается настоящая драма в битве лидеров генеральной классификации. Наш капитан Хоакин Родригес атакует первым, легко сбрасывая с колеса Контадора. Даже более свежий Вальверде не в силах угнаться за зеленой майкой русского испанца. Но разрыв в «генерале» слишком велик, а на последнюю сотню метров и у Пурито – как называют Родригеса в пелотоне – не хватает сил. Он выигрывает 25 секунд у Вальверде и меньше минуты у тени Контадора. Это слишком мало для общей победы, но вполне достаточно для второго подиума «Гранд-туров» за сезон. Первый был весной на «Джиро д’Италия». Такого успеха не достигал никто в этом году. Разве Пурито не король? Но первые слова Родригеса – партнеру по команде:
– Хочу поздравить Дениса Меньшова с победой на королевском этапе. И если бы не злополучный вторник, когда я проиграл более двух минут Альберто Контадору, все было бы просто идеально.
– Если бы Родригес попросил, я бы остался и помог ему при подъеме на гору, – вторит капитану Денис Меньшов.
Эта команда выиграла 27 гонок за сезон и установила собственный рекорд. Эта команда впервые в истории поднялась на подиум «Гранд-туров». И оба ее короля непременно вернутся сюда – в испанские горы. И кто-то из них обязательно будет коронован через год.
Альберто Контадор: Победить Родригеса было непросто
Вуэльта. Контадор выиграл супервеломногодневку, Родригес остался третьим