Ракеты для «Катюши». Корреспондент «Советского спорта» помог подготовить велосипеды для российской команды перед последним этапом

Заключительный этап многодневки Тиррено – Адриатико – гонка с раздельного старта. В обиходе – «разделка». Здесь, несмотря на ничтожную для гонщиков дистанцию – всего-то 9,3 км, можно отыграть драгоценные секунды. А можно и проиграть. И здесь как никогда
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ВЕЛОШОССЕ
ИСПЫТАНО НА СЕБЕ

Заключительный этап многодневки Тиррено – Адриатико – гонка с раздельного старта. В обиходе – «разделка». Здесь, несмотря на ничтожную для гонщиков дистанцию – всего-то 9,3 км, можно отыграть драгоценные секунды. А можно и проиграть. И здесь как никогда многое зависит от работы механиков.

«РАССТИЛАЙ БЫСТРЕЕ КОВРИК»

Заключительный этап многодневки Тиррено – Адриатико берет свое начало прямо с морского берега. Стартовый городок находится на портовом пирсе, и разноцветные командные автобусы выглядят попугаями на фоне белоснежных яхт.

Сегодня все и решится. Голубую майку лидера у австралийца Кадэла Эванса отобрать вряд ли возможно. Сейчас куда важнее капитану «Катюши» Данило ди Луке попасть в первую десятку. Пока он одиннадцатый, но отрыв невелик – 56 секунд. За 9,3 км вполне можно и отыграть.

– Попасть в десятку важно, – объяснял накануне бронзовый призер Олимпиады-2008 Александр Колобнев. – Это ведь гонка категории «Про Тур», а значит, за занятое место идут очки в рейтинг Международного союза велосипедистов.

К слову, в прошлом году лучшим по итогам года в этом рейтинге стал именно гонщик из «Катюши» Хоакин Родригес. Это сродни первой ракетке мира в теннисе. Да, Родригес не выигрывал «Тур де Франс», но ведь и первые ракетки не всегда выигрывают турниры «Большого шлема».

Сегодня гонка с раздельным стартом. А значит, Ди Лука не может рассчитывать на помощь товарищей по команде. Но есть те, кто может помочь Данило улучшить результат – это технический персонал «Катюши». К которому и напросился в помощники корреспондент «Советского спорта».

– Расстилай, расстилай быстрее, – торопит меня механик команды Сергей Дехтярь.

Наш автобус загодя приехал в стартовый городок. Огородив пространство вокруг автобуса специальной лентой, разворачиваем оранжевые пластиковые коврики. Туристы на такие кладут спальные мешки. Но нам, несмотря на ранний подъем, не до сна, на коврики мы выставляем специальные стапели. Потом на них подвесим велосипеды, закрепим их с помощью болтов и получатся велотренажеры – на них гонщики будут разминаться перед «разделкой».

– Кому-то нужно полчаса на разминку, кому-то сорок минут, – объясняет Сергей, но его прерывает рев мотора. Это автобус команды «Гармин» сдал назад и едва не опрокинул нас в воду. Между стоп-сигналами автобуса нагловатая надпись «Follow the leader» («Следуй за лидером» (англ.). – Прим. ред.). Гонщиков «Гармина» нет даже в первой тридцатке общего зачета. Лидеры, ну-ну…

«СОБРАТЬ ВЕЛОСИПЕД ЗА ЧАС? БЕЗ ПРОБЛЕМ»

До приезда команды мы успеваем не только раскидать подставки, расстелить коврики, но и повесить на один из столбиков специально купленные настенные часы. По ним разминающиеся гонщики узнают время, оставшееся до старта.

До начала этапа два часа. На пирс прибывают технички «Катюши». В них – и это исключение из правил – приехали сегодня гонщики. Ведь автобус с нами уехал намного раньше. На крыше каждого из трех красных «Мерседесов» – по несколько велосипедов. Мы снимаем их и переносим к автобусу. Берем за раму по два сразу и несем, как чемоданы. Багаж не самый тяжелый. Каждый велосипед – чуть легче ведра воды.

– Гоночный велосипед не может весить меньше 6,8 кг, – поясняет Сергей. – Эти велосипеды уже собраны и настроены под каждого гонщика. Эту работу мы делаем перед началом сезона.

Зимой команда получает партию новых велосипедов-близнецов – по пять-шесть на каждого спортсмена. Задача механика – настроить одинаковые машины по-разному.

– У каждого свои требования, – раскрывает тайну Сергей. – Так что не бывает так – гонщик получил велосипед и сразу же на нем поехал. У нас – как в «Формуле-1», где тоже настраивают болиды под пилота.

Подробностей настройки велосипеда масса. От роста гонщика зависит высота седла. Под максимально удобную позу регулируется руль. Подгоняется все, вплоть до самых мелких рычажков. До любого места гонщик должен дотянуться без усилий, без лишней траты энергии. Но технический комитет UCI строго следит, чтобы не нарушался регламент. Чтобы седло не отклонялось от центра велосипеда, чтобы руль не уходил вперед и конструкция «гонщик–велосипед» не становилась слишком обтекаемой.

– В общем, новый велосипед, как в том советском анекдоте, нужно еще обработать напильником, – пытаюсь шутить.

– Скорее уж пилой, – отвечает Сергей. И на его лице ни тени улыбки. – Это занимает очень много времени. Тут нужна абсолютная точность – человеку потом на этой машине 300 км ехать.

– А сколько вам нужно времени, чтобы собрать велосипед из отдельных деталей? – интересуюсь в ответ.

– Вот на это хватит и часа.

ЗАВАЛ ИЗ МЕХАНИКОВ

Заключительный этап в подготовке Сергей с удовольствием доверяет новичку. То есть мне. Велосипеды нужно обязательно протереть тряпочкой. Хотя с вечера их мыли шампунем. Но пока технички ехали 40 километров от гостиницы в стартовый городок, рама и сиденье могли запылиться.

Полтора часа до старта. Первые гонщики «Катюши» выходят на разминку. И тут без механика Сергея Дехтяря не обойтись.

– Серега, у меня велосипед долбит, – жалуется белорус Александр Кучинский.

– Будешь педали быстрее крутить, долбить перестанет, – отвечает Сергей. – А вообще эту штуку нужно менять, – механик показывает куда-то в сторону заднего колеса велосипеда.

Оказывается, дело было в валике. Разминочный тренажер, на который подвешивается велосипед, оказался с дефектом.

Технология такая. Заднее колесо ставится на оранжевый валик, и гонщик получает ощущения, словно едет по дороге. Так же переключает передачи во время ускорения. И вот из-за дефекта этого валика, заднее колесо Кучинского начало ходить ходуном.

Не беда, пара открученных болтов – и велосипед белорусского спринтера уже на новом тренажере.

– Вот так же быстро – секунд за 30 – мы меняем колесо, – комментирует Дехтярь.

При этих словах еще один механик – итальянец Мауро – достает из грузовика полукруглый чемодан, похожий на небольшой рояль. В нем-то и лежат запасные колеса.

– Случается, и велосипед приходится в гонке менять, – рассказывает Дехтярь. – Гонщик попадает в завал – мало ли что могло там сломаться. Или вот еще как бывает: подъехать к завалу не удается, хватаешь два колеса и бегом к гонщику. Вокруг тебя другие механики – им тоже по рации сообщили про завал. А если скользко – снег или дождь. И ты падаешь, и вокруг тебя начинают падать – образуется новый завал, но уже из механиков.

Именно завал превратил украинского гонщика Сергея Дехтяря в механика. Упал, получил серьезную травму руки, ездить больше не смог, а расставаться с любимым велоспортом в 28 лет не хотелось.

– Когда я был гонщиком, – вспоминает Сергей, – старался сам себе готовить технику. Когда это делал механик, то велосипед почему-то постоянно ломался. Так и научился…

В это время один из красных «Мерседесов» срывается с места. Первый из гонщиков с надписью «Итера» на груди мчится к месту старта. Наша работа на сегодня закончена. Осталось дождаться ее результата.

P.S.

Увы, «разделка» у гонщиков «Катюши» не задалась: Кучинский финишировал 87-м, ди Лука – 91-м. Надеемся, что следующая многодневка – Милан–Сан-Ремо – сложится для «Катюши» удачнее.

Результаты последнего этапа и таблицу общего зачета смотрите в номере «Советского спорта» за 16 марта.

Новости. Велоспорт