Игнатьеву не хватило двух километров. Наш спецкор 160 километров сопровождал отрыв россиянина в техничке «Катюши»
СОБЫТИЕ ДНЯ
ВЕЛОШОССЕ
Вчерашний этап от Лиможа до Изудана пришелся на главный национальный праздник Франции – День взятия Бастилии. Его победителем стал… британец Марк Кавендиш – представитель страны – извечной соперницы Франции. За несколько километров до финиша на победу обоснованно претендовал Михаил Игнатьев. Однако «странный» эксперимент французских телевизионщиков, потребовавших, чтобы именно в этот день было запрещено использовать внутрикомандную радиосвязь, «связал ноги» олимпийскому чемпиону.
Ночью прошел сильный дождь, и свежевымытые улицы утреннего Лиможа как бы иллюстрируют общее состояние пелотона: день отдыха позади, усталость первых горных схваток снята. Его Величество Гонщик (собирательный образ 171 оставшегося в строю участника) снова бодр, подтянут и рвется в бой.
Главный бой, по прогнозам, должен грянуть в 194 километрах от Лиможа – в Изудане.
На пути к нему есть несколько «холмиков», которым организаторы присвоили даже четвертую категорию, но это лишь для того, чтобы «разбудить» караван на первых километрах. Все равно заработанные на этих промежуточных отсечках очки не поколеблют позиции лидера горного зачета испанца Игои Мартинеса и едва ли изменят что-то в эндшпиле этапа. Финиш равнинный, и, значит, разбираться будут Марк Кавендиш, Тор Хушовд, Оскар Фрейре и Том Бонен.
Впрочем, у французской и российской команд на этот счет свой взгляд.
Сегодня – День взятия Бастилии. Еще лет пять назад французы смело планировали на этот день горный этап с каким-нибудь убийственным финишным подъемом в святой вере – Ришар Виранк не подведет. И ведь не подводил! Нынче не те времена.
Лучший из французов в генеральной классификации, Брюс Фейю – на 25-й позиции, а каждую этапную победу соотечественников (их на нынешнем «Туре» добыто уже три) страна в буквальном смысле празднует как нечаянную радость. Но сегодня-то день особый! Побеждать сегодня обязывает все, включая зов далеких предков. А как побеждать – если в многочисленной французской диаспоре пелотона ни одного сильного финишера. Значит – побег! А раз побег – значит, у «Катюши» есть сегодня союзники. Надо лишь определиться – кого назначить ответственным за то, чтобы подпортить французам национальный праздник.
Накануне вечером в обществе спортивных директоров команды «Катюша» Дмитрия Конышева и Серже Парсани долго находился Филиппо Поццатто… Впрочем — к черту все эти догадки и предположения. Гальские петухи пропели уже третью зарю, и команда зажила по своему привычному утреннему расписанию:
Подъем – 9.00.
Завтрак – 9.10.
Чемоданы и сумки в автобус – 10.00.
Выезд к месту старта – 11.00.
ЧТО ЕЩЕ ЗАПРЕТИМ?
Решение директората «Большой петли» запретить 14 июля использование внутрикомандной радиосвязи в пелотоне начали обсуждать еще в прошлую пятницу.
Что за возврат в пещерный век? Кому вдруг понадобилось запрещать технический прогресс, служащий развитию велоспорта и обеспечивающий безопасность гонщиков? Оказывается, телевидению. Давайте, мол, проведем эксперимент, а то слишком срежессированно выглядят гонки, контролируемые из техничек спортивными директорами команд. При этом совет телевизионщики держали исключительно с организаторами и командами-соотечественницами (их количество на «Большой петле» смотрите в таблице). Согласие было достигнуто легко. Реакция же тех, с кем советоваться не стали, была взрывоопасной.
– Что еще запретим? – возмущается Дмитрий Конышев, в компании которого я выезжаю из Лиможа в самом хвосте велокаравана в машине сопровождения. – Буквально позавчера на последнем пиренейском этапе у Карпеца сломался велосипед. Как мы узнали об этом? По радио. А не сообщи Вова вовремя – пришлось бы ему отставать от пелотона, ждать пока технички других команд проедут… Да мы глядишь бы в той толчее еще и мимо проехали! Сегодня они еще интереснее решили сделать! Давайте тогда каждому гонщику велосипед утяжелим килограмм на десять. Или запретим питание во время гонки.
Самым оригинальным протестующим стал в этот день немецкий гонщик «Рабобанка» Гриша Ниерманн, вышедший на процедуру предстартовой регистрации с прикрепленной к шлему здоровой автомобильной антенной. Ну а самым радикальным образом поступил совет команд, постановивший в понедельник вечером: «французским командам не помогаем, предпринимаем все возможное, чтобы никто из них в праздничный день не выиграл».
«И ПРИМКНУВШИЙ К НИМ ИННОРАНТЬЕВ»
Французы тем временем с первых же километров предпринимают активные попытки удрать. Радиотур (хорошо хоть это средство связи комиссара гонки с машинами-техничками не запретили) трещит без умолку.
– Атакуют три гонщика… Самуэль Демулин (Кофидис), Бену Вугренар (Франсез де Же), Тьерри Аппон (Скил-Шимано)…
Не напрягайтесь, уважаемые читатели – не вспомните. И вдруг как гром среди ясного неба.
– «Катюша»!..
Фамилию гонщика заглушил хрип радиоэфира, и Конышев тут же надавил на газ. Именно наша техничка сегодня должна «пасти» отрывы.
– Кто там поехал? – спрашиваю.
– Иннорантьев…
– Кто?!
– Игнатьев. Это у него в пелотоне прозвище такое новое – от итальянского «инноранта» – игнорировать. Потому что он любит все делать по-своему, игнорируя чужие советы и здравый смысл.
– Преимущество группы над пелотоном две минуты, – вещает радиотур.
Наша техничка, презирая всякие правила безопасности на дорогах, пробивается сквозь тесные ряды автомобилей. В какой-то момент равняемся с машиной «Астаны» и видим за рулем… Вячеслава Екимова.
– Дим, а что – с Мишей по поводу сегодняшнего дня не разговаривали?
– Ну ты же его знаешь. Поеду, напомню ему.
Через минуту уже в хвосте пелотона. Беглецы к своему преимуществу накинули еще 30 секунд. В хвосте каравана замечаем Сергея Иванова.
– Дима, что происходит? Зачем он поехал с ними? Было же общее решение – финишируем группой…
– Вот поэтому его и зовут Иннорантьев, – кивает Конышев головой своему товарищу еще с тех времен, когда сам он сидел в седле, и добавляет газу.
К тому моменту как наша техничка догоняет квартет беглецов, их преимущество над пелотоном достигает трех с половиной минут.
«НА СМЕНУ НЕ ВЫХОДИТЬ!»
Лишенный возможности подсказать гонщику по радиосвязи Конышев пробивается вперед, показывая судейской машине (ее обгонять без разрешения нельзя), что Игнатьеву, остро нужна вода.
Зайдя в хвост группе (дальше запрещают правила), Конышев дожидается, пока Игнатьев сдаст смену и «опустится» в хвост – отдохнуть. В этот момент Дмитрий, высунувшись из машины почти по пояс (на спидометре 47 км/ч) отчаянно кричит.
– Миша! Миша!
Спустя секунд 30 олимпийский чемпион замечает родную машину и подъезжает к ней.
– Я сказал, что тебе вода нужна, – протягивает бачок Конышев и тут же приступает к разговору по существу. – Ты зачем поехал? С французами не уезжаем. Ты забыл? Миша – на смену не выходишь! Сидишь последним колесом!
– Но почему не попробовать выиграть? – начинает полемику Игнатьев. – На три минуты уехали, этап ровный…
– Миша – нет. Впереди не работать! Или сидишь сзади, или возвращайся. Довезут они тебя до финиша – делай что хочешь, а сейчас нет. Десять команд в пелотоне работает – вас догонят по счету раз.
Игнатьев хмурится, но догоняет попутчиков-французов и объясняет им собственную диспозицию. После этого садится за спину последнего из них и… становится «пассажиром». Или полицейским по побегу – есть в профессиональной лексике и такое понятие.
Теперь уже оживают технички «Кофидиса» и «Шимано».
– Что с Игнатьевым? Проблемы? – подъезжают они по очереди к нам.
– Скажите спасибо тем, кто запретил радио, – примерно такую мысль доносит Конышев до всех интересующихся.
Интересующихся между тем все больше. Подъезжают на мотоциклах фотографы, телекомментаторы (представьте себе, во время велосипедных гонок дикторы работают в прямом смысле слова – с колес). Все в недоумении. Еще бы – самый активный гонщик «Большой петли», проработавший за девять дней в отрывах более 250 километров, беззаботно сидит за спинами тех, кто по индивидуальному ходу не годится ему даже в подмастерья. Стремительный на первых порах побег разом начинает «хромать» не на одну, а на все четыре ноги. От былого преимущества разом остается две с небольшим минуты и… встревоженный было пелотон успокаивается – ситуация под контролем.
АТАКУЙ – НЕ АТАКУЙ…
А вот сам Игнатьев, похоже, контролирует себя с большим трудом.
– Погляди, как по ногам себя, бьет, – кивает Конышев, устроивший прямо за рулем обеденный перерыв. – Ох, неймется ему.
Проехавший позади всех уже четыре промежуточных финиша Миша начинает изнывать от бездействия. Он, олимпийский чемпион в гонке по очкам должен спокойно наблюдать за тем, как на контрольных отметках призовые очки разбирают другие.
Теперь Игнатьев сам подъезжает к техничке.
– Может, мне от них отъехать? Они отпустят…
– Миша, с ума не сходи – впереди еще 93 км! Питательный пункт скоро…
На питательном пункте Игнатьев получает мюзетту (легкую холщовую сумку с набором продуктов), спокойно уничтожает часть ее содержимого, остальное распихивает по карманам майки и за свое.
– Может, мне поехать все-таки…
– Миша, вас контролируют. Пять команд, Миша. Тебя съедят в два счета.
– Уже 60 км осталось. Чувствую себя нормально – нога работает. Ветра нет. Преимущество пока приличное. Давай, я с ними поработаю.
– Миша – нет!
– Ну что опять – как всегда: догонят-догонят. А я вот не считаю, что догонят! – огорченный Игнатьев снова возвращается в группу. Но лишь для того, чтобы через 20 километров снова подъехать к техничке.
– 40 километров. Полторы минуты есть. Надо попробовать.
– Миша, перестань. Давай так – за 30 км будет преимущество – можешь рискнуть, если силы расплескать не боишься.
А ПОБЕДИЛ КАВЕНДИШ
За 30 км до финиша от отрыва остается минута и пять секунд.
Конышев заезжает Игнатьеву в спину. Если разрыв менее минуты, технички сопровождения должны остановиться и перестроиться в хвост пелотону.
– Миша, нас сейчас остановят. Возьми воду…
Игнатьев берет бачок и… резко выходит вперед. Болезненное выражение глаз Конышева угадывается даже сквозь солнцезащитные очки.
– Миша!!!
Вы скажете, дорогие читатели, что настоящие российские тренеры так не говорят. Конечно, не говорят. В пылу и азарте этой странно-безумной гонки произносилось такое, что стоит выносить за рамки рассказа…
Наша техничка останавливается на обочине и пропускает пелотон.
– 45 секунд преимущества… 30…20 – меланхолично сообщает радиотур и вдруг начинает отсчет в другую сторону. – 36…42…
Пытаться понять, что там происходит бесполезно. Выручает звонок в родную газету.
– Миша выдал классную смену! – сообщает мне главный редактор. – Пять километров осталось.
За три с половиной километра сдалось французское трио. Пелотон все накатывал с неотвратимостью цунами, и только Игнатьев продолжал свой принципиально-бессмысленный спор с этой стихией.
– «Съели» Мишу… За 1,7 километра съели, – раздалось в телефонной трубке. Конышев характерно развел руками.
– Победил Кавендиш, – закончило радиотур свою трансляцию.
СТАТИСТИКА
ТУР ДЕ ФРАНС
Супермногодневка (21 этап)
10-й этап. Лимож – Иссудун (194,5 км). 1. Кавендиш (Великобритания, Коламбия) – 4:46.43. 2. Хушовд (Сервело Тест Тим). 3. Фаррар (США, Гармин-Слипстрим). 4. Дуке (Колумбия, Кофидис). 5. Рохас (Испания, Касс д’Эпань). 6. Мондори (Франция, АГ2Р)… 40. Контадор (Испания, Астана). 41. Кледен (Германия, Астана)… 46. Армстронг (США, Астана)… 48. Састре (Испания, Сервело Тест Тим) – у всех время победителя… 61. В.Ефимкин (Россия, АГ2Р) – отставание 0.15… 64. Виггинз (Великобритания, Гармин-Слипстрим)… 67. Карпец (Россия, Катюша)… 72. Бочаров (Россия, Катюша)… 77. Лейфаймер (США, Астана)… 79. Трофимов (Россия, Буж Телеком). 80. Иванов (Россия, Катюша)… 83. Меньшов (Россия, Рабобанк)… 135. Игнатьев (Россия, Катюша)… 169. Трусов (Россия, Катюша) – у всех то же отставание.
Генеральная классификация. 1. Ночентини – 39:11.04. 2. Контадор – отставание 0.06. 3. Армстронг 0.08. 4. Кледен – 0.54. 5. Лейфаймер – 0.54. 6. Мартин – 1.00. 7. Виггинз (Великобритания, Гармин-Слипстрим) – 1.01… 9. Э.Шлек – 1.49… 15. Састре – 2.52. 16. В.Ефимкин – 3.00. 17. Эванс – 3.07… 20. Карпец – 4.04… 26. Бочаров – 5.15. 27. Меньшов – 5.17… 53. Трофимов – 18.55… 75. Иванов – 33.38… 125. Трусов – 1:09.12. 133. Игнатьев – 1:13.04.
БЮДЖЕТЫ 2009 ГОДА КОМАНД — УЧАСТНИЦ
«ТУР ДЕ ФРАНС»
(В МИЛЛИОНАХ ЕВРО)
Катюша (Россия) |
18 |
Коламбия Хай Роад (США) |
15 |
Астана (Казахстан) |
12 |
Рабобанк (Голландия) |
10 |
Квик Степ (Бельгия) |
9 |
Кофидис (Франция) |
8 |
Сервело (Швейцария) |
8 |
АГ2Р (Франция) |
7,3 |
Касс д’Эпань (Испания) |
7 |
Гармин-Слипстрим (США) |
7 |
Мильрам (Италия) |
7 |
Саксо Банк (Дания) |
7 |
Буиг Телеком (Франция) |
6,5 |
Эускалтель-Эускади (Испания) |
6 |
Франсез де Же (Франция) |
6 |
Лямпре (Италия) |
6 |
Ликвигаз (Италия) |
6 |
Сайленс-Лотто (Бельгия) |
6 |
Скил-Шимано (Голландия) |
4 |
Агритюбель (Франция) |
3,7 |