По змеиной тропе
ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО д’ИТАЛИЯ
«Разделка» – понятие растяжимое. Но, прежде всего, гонка на время легко растяжима в буквальном смысле этого слова. Ее можно сжать километров до 7, поставить в начало многодневки и назвать прологом. А можно вытянуть на 60 с лишним верст – и как назвать тогда то, что получилось? Индивидуальным марафоном? Многие скажут: какой же это марафон, если несколько дней подряд гонщики пилили под 250 километров в среднем? Не скажите. Общее во всех воплощениях «разделки» одно – ее надо ехать на пределе, на износ, от начала и до конца. Уступишь мольбам организма о пощаде, уменьшишь передачу, чуть недоработаешь на спуске после надорвавшего жилы подъема – и на финише будешь изумлен тем, как много проиграл лучшим.
Итальянские коллеги придумали звучное словечко для того, что организаторы «Джиро» приготовили на 12-м этапе, – «макси-кроно». Это в самом деле надо было наименовать как-то по особенному – ничего подобного в новейшей истории Гранд Туров велосипедисты не ехали. 60 километров, деформированные шестью сотнями поворотов. Серпантин – от латинского serpento – змея. Но если это змея, то укушенная бешеным мангустом. Половина дистанции – в гору. Есть участки по 10 процентов. И два спуска с уклоном под 12. Про вышеупомянутые виражи не забыли? Все жанры смешались.
Классическая длинная «разделка» в середине «Тур де Франс» имеет примерно такую же дистанцию. Но это почти всегда – ладно сколоченный «стол», да еще часто по ветру (устроители специально изучают июльскую розу ветров в этих местах). Поставил огромную передачу, прильнул к рулю – и вали во всю свою мощь. Легендарные Лэнс Армстронг и Мигель Индурайн были в таких упражнениях неподражаемы; всегда хорошо смотрелся и наш Вячеслав Екимов. Привозили щуплым «горнякам» по 5 минут и больше. Такого сценария для своих «скалаторе» (скалолазов – итал.) устроители «Джиро» допустить не могли. И в результате проложили маршрут, на котором хорошие шансы получили универсалы – техничные, в меру легкие, но при этом сильные физически и способные быстро восстановиться после нескольких длинных групповых этапов. Собственно, таков портрет потенциального победителя «Джиро-2009».
Ни один из фаворитов не упустил возможности приехать сюда и обкатать коварную трассу по гористым берегам Чинкве Терре – «Пять земель». Бывая здесь не раз и не только по делам велосипедным, возьму на себя смелость сказать: даже в красавице Италии мало найдется столь живописных уголков. Разноцветные игрушечные домики, резные скалы, бездонные морские впадины черно-бирюзового цвета, белоснежные гребни волн, бесконечные нагромождения средиземноморской зелени. И над всем этим — невероятная панорамная трасса. Красивая и пугающая. Разве можно придумать более манящее сочетание?
Но было и еще определение вчерашней гонки, данное много дней назад самими участниками, – «судьбоносная». И не стоит умалять достижение тех, кто покорил приморские отроги Апеннин с лучшими результатами, вспоминая протяженность первой в истории олимпийской «разделки» – в Стокгольме в 1912-м. Да, там ехали более 11 часов, но то был совершенно другой жанр – этакий приключенческий «трофи» на велосипедах-«дровах». Более уместен другой исторический экскурс, в недавнее прошлое. В 1994-м на марафонском сражении с хронометром решающий шаг к первой российской победе на «Корса Роза» сделал Евгений Берзин. Обнадеживающая для Дениса Меньшова параллель!