Велокоррида. Участники «Тура Сочи» пять дней вели нелегкую борьбу друг с другом, пробками на дорогах и …коровами

Завершившийся в воскресенье первый международный «Тур Сочи» в полной мере оправдал связывавшиеся с ним ожидания. Но есть и проблемы. О них рассказывает наш спецкор, побывавший на гонке.
news

ВЕЛОШОССЕ

Завершившийся в воскресенье первый международный «Тур Сочи» в полной мере оправдал связывавшиеся с ним ожидания. Но есть и проблемы. О них рассказывает наш спецкор, побывавший на гонке.

Международный комиссар гонки чешка Симона Новиткова русским языком владеет почти в совершенстве. От ее уха и глаза едва ли ускользнули трудности организационного периода. Большинство из них знакомы и обычным гражданам, когда-либо приезжавшим в Сочи на отдых.

Знаменитая пробка в районе аэропорта (в ней пелотон простоял на пути в Красную поляну несколько минут), коровы, спокойно разгуливающие по дороге, еще большее количество частных автомобилей, брошенных на этой же самой дороге в самых неожиданных местах, – все это не обошло стороной участников «Тура Сочи».

К заключительному дню многодневки бравурный лозунг «В 2009 году в Сочи пройдет гонка категории «Про Тур» сменился прагматичным – «…ну, может, не сразу «Про Тур»…».

Проблем у гонки и в самом деле хватало. Курортная столица России, с одной стороны, явила велосипедистам свое традиционное гостеприимство, с другой – обнаружила собственное непонимание: что столь специфическим гостям нужно и неужели они не в состоянии обойтись традиционным набором – солнце, воздух и море? Вывод, к которому пришли большинство присутствовавших на гонке специалистов, – до «Про Тура» сочинская гонка еще не доросла. И вот почему.

ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ

В КУРОРТНОЙ ЗОНЕ МАЛО ХОРОШИХ ДОРОГ

Автор как очевидец и даже непосредственный участник всех событий сразу хочет подчеркнуть: организаторы прыгнули выше головы, стараясь, чтобы соревнования прошли без сучка и задоринки. К этому обязывала как категория гонки нынешней, так и амбиции.

Комиссар в своем итоговом коммюнике также подчеркнул старания организаторов. Вот только значительная часть их полезной работы пока что тонет в море. Нет, не в Черном. В море непонимания жителей многомиллионного края – что, собственно, происходит?

От отношения «Осторожно: велогонка!» (этой табличкой сотрудники ДПС предупреждали жителей Краснодара) до «Внимание: велогонка!» (эти объявления были уже на дорогах в Сочи) дистанция огромного размера. Сегодня перспектива проведения крупной велогонки большинство жителей Сочи и Краснодара скорее пугает, чем привлекает.

Мало кто из них, например, порадовался тому, что во время гонки на основных магистралях перекрывалось движение. Ладно простые граждане, как ни рассылало руководство ДПС края категоричные директивы всем своим постам, без отдельных конфликтов обойтись не удалось. А что будет, если согласно требованиям протуровских гонок маршрут этапов увеличится с нынешних 120–160 до 200 километров?

Организаторы считают, что у этой проблемы есть решение. Во-первых, перспектива зимней Олимпиады обязывает краевые власти строить новые и модернизировать старые дороги. Во-вторых, практика показала, что многодневку целесообразно уводить от Сочи в сторону гор, оставляя городу лишь заключительный этап. Но строительство дорог, разработка новых маршрутов – дело не быстрое: к 2009 году нельзя успеть даже гипотетически.

ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ

ГДЕ ВЗЯТЬ 12 МИЛЛИОНОВ ЕВРО?

Впрочем, при большом желании маршруты «Тура Сочи» можно проложить и по уже имеющимся дорогам. Увеличить количество волонтеров и сотрудников милиции на обслуживании соревнований также возможно. В том, что средства на это сыщутся, убеждает один список спонсоров Федерации велосипедного спорта России и состав ее Попечительского совета. 8 миллионов евро (примерно таков бюджет элитарных недельных гонок где-нибудь в Швейцарии или Франции) – сумма для них вполне подъемная. Однако в нынешних российских реалиях восемью миллионами дело едва ли обойдется.

Гонки категории «Про Тур» – это в первую очередь прямые телетрансляции, опыта ведения которых у сочинцев пока нет. Это приезд на гонку огромного количества специального автотранспорта (от громадных автобусов элитных профессиональных команд до кавалькады мотоциклистов и рекламных «техничек»). Это тотальный контроль за дорогами, на которых будут проводиться гонки.

В наших условиях это не восемью, а по меньшей мере 12 миллионами евро пахнет. Сможем ли мы на первых порах вернуть хоть часть этих денег? Вряд ли. И что после всех этих трат останется российскому велоспорту, ради популяризации которого все это, собственно, и затевается?

ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ

СОЧИНСКАЯ ГОНКА – МАЛО РАСКРУЧЕННАЯ

– России и всем странам СНГ очень нужны такие гонки. Судите сами – в Италии, Германии, Испании их в год проводится более 50, а у нас единицы, – убеждал местных телевизионщиков победитель «Тура» Владимир Гусев.

– Ребята, у вас отличная гонка! Приглашайте нас в следующем году.

Эти слова говорили все без исключения гонщики и тренеры. Нет никаких сомнений в том, что в мае 2009 года «Тур Сочи-2» пройдет с еще большим успехом. Вот только о выходе на «космическую орбиту» говорить пока рано. Если в России, Украине и Белоруссии про сочинскую гонку знают многие, то казахстанская «Астана» (единственная пока действующая элитная команда на территории бывшего СССР) приглашения пока игнорирует, не направляя в Краснодарский край даже свой дочерний «Улан», выступающий в континентальном дивизионе.

В следующем году элитная команда будет и в России. Нет сомнений, что «Катюша» обязательно примет участие в «Туре Сочи» и тем самым повысит авторитет многодневки. Но кто еще? В этом году организаторы планировали пригласить на гонку команды (пусть и не элитные) из Польши, Чехии и Германии. В последний момент передумали и… не жалеют об этом. То, к чему с пониманием отнеслись команды из Самары, Омска, Донецка и Белоруссии, могло сослужить гонке не самую хорошую службу в пересказе тех же немцев…

Итак, «Тур Сочи» зарекомендовал свою жизнеспособность – таково общее мнение. Благодаря уровню организации и размеру призового фонда он уже вырос из рамок многодневки второй категории. Но и допрыгнуть за один год до элиты вряд ли способен. Когда в столице Олимпиады-2014 будет создана та самая олимпийская инфраструктура, включая дороги, средства коммуникации и современные телевизионные службы, тогда гонка «Про Тур» станет дополнительным подтверждением того, что в Сочи и к Играм все готово.

Организаторы «Тура Польши» много лет не решались заявить свою многодневку в «Про Тур» – зато теперь «Тур де Полонь» пользуется вполне заслуженным авторитетом. Канувшая, казалось, в небытие «Велогонка мира» последовательно возрождается совместными усилиями Германии и Чехии, однако даже сейчас не пытается занять место в элитном календаре. Быть может, и «Туру Сочи» не пытаться прыгать через три ступеньки вверх, а идти по этой крутой лестнице, внимательно изучая опыт зарубежных коллег и уроки собственных ошибок? Российский велоспорт, думается, от этого только выиграет.

Новости. Велоспорт