Лучший российский участник «Тур де Франс» Денис Меньшов: Я мог стать вторым
ВЕЛОШОССЕ. ТУР ДЕ ФРАНС
ИНТЕРВЬЮ В НОМЕР
Несмотря на то что на завершившейся в воскресенье супермногодневке «Тур де Франс» Денису Меньшову не удалось подняться на итоговый подиум – российским болельщикам есть чему порадоваться. Никогда еще российский велосипедист не был так близок к победе на главном гран-туре гонщиков-профессионалов. Никогда еще все российские гонщики не финишировали в числе 20 сильнейших в общем зачете.
Наверное, беседу с гонщиком, который по всем показателям способен был выиграть гран-тур, а финишировал четвертым, на расстоянии вытянутой руки от пьедестала почета, следовало бы начать со слов сочувствия. Но Дениса Меньшова я поздравил. Этот «Тур де Франс» стал для него серьезной ступенью у самой верхушки лестницы, ведущей к триумфу. Он обогатил нашего велосипедиста опытом – как позитивным, так и негативным, – но и в том и другом случае полезным для дальнейшей карьеры.
— Как оцениваете свое выступление сами и что говорит руководство команды?
— В целом довольны. Сделал еще один шаг к подиуму, ощущения в основном положительные.
— Наверное, тем не менее все вспоминают тот финиш в Нанте, где из-за разрыва в группе было потеряно ровно столько, сколько понадобилось бы сегодня, чтобы опередить в общем зачете Бернхарда Коля. А падение в самом начале решительной атаки в гору? Или, как говорят англичане, предпочитаете не оплакивать выплеснутое молоко?
— Ну, это спорт, никаких гарантий здесь быть не может. Иногда не везет, но зацикливаться на этом нельзя.
НЕ ХВАТИЛО КОМАНДЫ И ВЕЗЕНИЯ
— Сейчас, по свежим следам, можно сказать, какие изменения следует сделать при комплектовании команды на следующий «Тур» и стоит ли вносить коррективы в свою подготовку, чтобы добиться максимальной цели? Чего вообще не хватило для успеха?
— Формой своей на протяжении всего «Тура» я абсолютно доволен. Не болел (как было уже не раз до этого года), проехал ровно. Не было ни одного кризисного дня, хотя гонка была очень тяжелой и каждый рисковал провалиться в кризис много раз. Стратегию подготовки, я думаю, менять не стоит, она себя оправдала, это был мой лучший «Тур». Вообще сезон в целом получается достойным: попасть в пятерку на двух гран-турах подряд – это ведь не самый плохой результат, да?
Команде – теперь уже об этом можно говорить – надо, конечно, прибавить. Особенно в горах. Должен быть хотя бы один человек, который рядом с тобой преодолеет большие перевалы. Да и на равнине надо, чтобы тянули помощнее. Здесь есть явные резервы.
Но сыграла роль и такая непредсказуемая вещь, как везение. О чем я говорил и раньше не раз, и перед стартом в этой многодневке: чтобы ты выиграл такую гонку, с тобой должна быть удача. Если учесть время, которое было потеряно в моменты, когда не повезло, я должен был – по уровню подготовки, по состоянию — стать в общем зачете вторым.
— Но не первым? Значит, Карлос Састре был объективно сильнейшим? Он ведь ваш давний соперник, не так ли? Какое отношение к его победе в пелотоне в целом и как вы лично оцениваете успех испанца?
— Вообще всегда трудно решить: вот этот больше достоин победы, а тот меньше. Састре, конечно, заслужил. Он столько лет к этому шел, много раз был около подиума и даже на нем. Никто не может сказать, что это человек, который выскочил из ниоткуда и до этого не имел серьезных результатов. Поэтому вопросов и претензий в группе к Карлосу нет. Недовольные, конечно, находятся в любой ситуации, но их меньшинство.
ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ИНСТИНКТ
— Но вы старались противостоять. Когда испанец начал свою главную атаку на Альп д’Юэз, вы оказались единственным, кто попытался идти с ним. Правда, потом едва не поплатились, выбившись из ритма, отстав и едва догнав основную группу с Эвансом. Может, стоило отпустить Састре с миром, остаться в группе фаворитов, пройти гору ровно, а потом попытаться что-то сделать перед финишем?
— Сейчас, задним числом, соглашусь – может быть. Если бы ехал со всеми, было бы комфортнее, сохранил бы больше сил, попытался бы атаковать под финиш. А стало не до атак – рад был, что хоть Эванса с компанией догнал. Но заранее просчитать все варианты нельзя. Да, рискнул. Кто не рискует – не пьет шампанского. Если атакует человек, которого ты считаешь главным конкурентом, – ты реагируешь сразу, на уровне автоматизма.
— Но Бернхарда Коля вы, наверное, и перед последней «разделкой» своим главным конкурентом не считали?
— Да, он – главная неожиданность «Тура». Австриец особенно удивил в гонке на время, которую вообще никогда не ехал хорошо. Ну, значит, вот так удачно подготовился, что остался впереди в борьбе за третье место. Но я хочу еще раз сказать, что получил удовольствие от гонки, от своей работы на ней. В целом удовлетворен и результатами на двух гран-турах, и тем, как к ним шел.
— В будущем году тоже поедете «Джиро» перед «Туром»? На результат или по самочувствию?
— Мне понравилось на «Джиро» выступать. Будем решать с руководством осенью, но думаю повторить. А вот какие будут цели, сейчас говорить еще очень рано. Будет день – будет и хлеб, увидим.
ЦЕЛЬ — ПЕКИН
— Тогда о более близких перспективах. Впереди – Олимпиада, вы включены в пятерку сборной. Как планируете провести период перед Пекином?
— Сначала два-три дня отдохну. Усталость после двух гран-туров, конечно, большая. Ближайшая гонка, в которой стартую, – «Классика Сан-Себастьян». Почти наверняка не на результат, а чтобы почувствовать ритм. Тут уж приходится «включать калькулятор» и высчитывать, как распределить оставшиеся резервы.
— А каковы ваши собственно олимпийские перспективы?
— Это будет более-менее ясно только перед самым стартом, какое будет самочувствие. Но вообще Олимпиада – одна из трех моих главных целей в сезоне, вместе с «Джиро» и «Туром». Опять же если кто-то из гонщиков нашей команды приедет в лучших кондициях, для меня не станет проблемой отработать на него.
Мы попрощались с Денисом до встречи на олимпийском кольце и пожелали главного: суметь как следует отдохнуть и с новыми силами атаковать пекинские холмы.