Разделяй и властвуй! Судьбу желтой майки решит сегодняшняя гонка с раздельным стартом

В канун изматывающей субботней «разделки» участники «Тур де Франс» решили поберечь силы, дав возможность Сильвану Шаванелю одержать такую долгожданную личную победу на «Большой петле». Никаких перестановок в верхушке генеральной классификации победа заве
news

ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

В канун изматывающей субботней «разделки» участники «Тур де Франс» решили поберечь силы, дав возможность Сильвану Шаванелю одержать такую долгожданную личную победу на «Большой петле». Никаких перестановок в верхушке генеральной классификации победа завершающего свою карьеру француза не произвела. А вот сегодняшняя 53-километровая гонка сделает это почти гарантированно. Именно она, как это бывало уже неоднократно, определит окончательную расстановку сил.

ТРАГЕДИЯ ПРОФЕССОРА ФИНЬОНА

23 июля 1989 года. «Тур де Франс» финиширует «разделкой» между Версалем и Елисейскими Полями. Будним днем в час пик «обзорная экскурсия вдоль набережных Сены» может сильно затянуться, но в это солнечное воскресенье на закрытой для транспорта живописной трассе будут побиты все неофициальные рекорды средней скорости на этапе «Большой петли».

 Последними, как и полагается, стартуют два дуэлянта-лидера – Грег Лемонд и Лоран Финьон. Французская публика уже приготовилась нести очкарика-Профессора на подиум. Да и организаторы «заточили» торжества под своего соотечественника. Лоран – парень волевой, 50 секунд запаса должно хватить…

Он проиграл «Тур» на последних трех километрах, тягучий подъем отобрал последние мгновения преимущества и бросил в лицо восемь секунд отставания. Американец применил новинку – триатлонную насадку с подлокотниками на руль, добавившую свободы дыхания и аэродинамику. Он шел в обтекаемом шлеме, дизайн которого тогда казался верхом совершенства (а сегодня напоминает дурацкий колпак). Победа с самым ничтожным в истории «Тура» преимуществом досталась Лемонду по ряду объективных причин, но разве это могло утешить Финьона? Кровавые сопли на Альп д’Юэз, 7 часов обжигающего ветра на пути в Бордо, 4021 км выживания в течение трех недель… И восемь секунд. Это не обидно. Это страшно и жестоко. Для Финьона те секунды перечеркнули в сознании все добытые ранее желтые майки.

ПАДЕНИЕ КАЙЗЕРА ЯНА

23 июля 2003-го. Ставки умножайте на два – столетний юбилей великой гонки, как-никак! 49 километров с финишем в Нанте. Кульминация самой трудной для Лэнса Армстронга за все годы выступлений (впоследствии он не раз подчеркнет это в мемуарах) «Большой петли». В первый и единственный раз Ян Ульрих по-настоящему смело атаковал в горах, заставив техасца преодолевать жестокий кризис. За день до финиша в Париже между ними оставалось около минуты в пользу американца. Но Ульрих был на подъеме.

Волею журналистской судьбы я находился в то время в Германии и следил за ходом этапа в компании земляков Яна. Они верили в успех, целое утро обсуждали смелое предстартовое интервью своего любимца. А на атлантическом побережье меж тем бушевала непогода. Холодный дождь заливал узкие улицы и коварные круговые развязки. Стартовавший предпоследним Кайзер Ян шел ва-банк… Когда колеса его «Бьянки» скользнули на мокром асфальте, болельщики в Кемнице издали вопль отчаяния. Сколько Ульрих потерял на том падении? Мог ли выиграть тот «Тур», если бы не инцидент? Сейчас на эти вопросы не ответит никто. Одно ясно: Ян никогда не был асом «высшего пилотажа» на велосипеде, ему нужны были солнечный день и сухая дорога, тогда соответствующая страница исторических справочников, возможно, выглядела бы иначе.

Армстронг, услышав из «технички» о фиаско главного конкурента, прошел финальные километры предельно осторожно, осознавая, что может разделить его долю, – и выиграл очередной «Тур».

РУЛЕТКА САСТРЕ – ЭВАНС – МЕНЬШОВ

Денис Меньшов тогда занял скромное 35-е место с почти трехминутным отставанием от победителя этапа – это никак не влияло на судьбу белой майки, ближайший преследователь россиянина в молодежной номинации Микель Астарлоса проигрывал ему более получаса. Но то был совсем другой Денис, его жизнь в большом велоспорте только начиналась. А «разделку», кстати, тогда взял Дэйвид Миллар. Он и сейчас в пелотоне, разочарованный своим невыразительным выступлением в нынешнем «Туре». Для него сегодняшний старт – последняя возможность спасти гонку.

22 июля 2006 года. 57 км в Монсо – Ле Мине. Жара за 30, удушающая влажность. Перед стартом три лидера общего зачета – Перейро, Састре и Лэндис – умещаются в полминуты. Но Састре проигрывает все. 20-е место, почти 5 минут от победителя этапа, Сергея Гончара и более 4 – от всех основных конкурентов. Вместо второй ступени подиума в Париже – самое обидное, 4-е место. Пройдут недели, Лэндиса дисквалифицируют, испанцу достанется бронза. Как утешительный приз, с отсрочкой присуждения… Сегодня, стартуя в желтой майке, Карлосу меньше всего хочется вспоминать тот жаркий июльский день. Как и другой, ровно на год позже, когда он потерял в длинной «разделке» 3.24. Тенденция, подталкивающая к неутешительным выводам. Не его стихия – так долго сражаться с секундомером. Так что главный вопрос дня: насколько хороши будут Эванс и Меньшов? В особенности нас интересует вторая часть вопроса.

ТУР ДЕ ФРАНС

Супермногодневка (21 этап)

19-й этап. Роанн – Монтлишон (165,5 км). 1. Шаванель (Франция, Креди Агриколь) – 3:37.09. 2. Роу (Франция, Франсез де Же) – то же время. 3. Чолек (Германия, Коламбия) – отставание 1.13. 4. Цабель (Германия, Мильрам). 5. Хаусслер (Германия, Герольштайнер). 6. Дюке (Колумбия, Кофидис)… 22. Эванс (Австралия, Сайленс-Лотто)… 26. Вандевельде (США, Гармин-Шиполь)… 32. Меньшов (Россия, Рабобанк)… 34. В. Ефимкин (Россия, АГ2Р)… 38. Састре (Испания, Си-Эс-Си)… 46. Ф. Шлек (Люксембург, Си-Эс-Си)… 72. Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – у всех то же время.

Генеральная классификация. 1. Састре – 82:54.36. 2. Ф. Шлек – отставание 1.24. 3. Коль – 1.33. 4. Эванс – 1.34. 5. Меньшов – 2.39. 6. Вандевельде – 4.41… 9. Вальявец (Словения, АГ2Р) – 8.10. 10. Ефимкин – 8.24. 11. Кирхен – 8.35… 16. Бочаров – 22.59

БУКМЕКЕРЫ ОТДАЮТ ЖЕЛТУЮ МАЙКУ ЭВАНСУ

По данным конторы «Уильям Хилл»

Эванс – 1/3
Састре – 9/4
Меньшов — 10/1
Ф. Шлек – 40/1
Коль – 50/1
Вандевельде – 66/1

Новости. Велоспорт