«Плохой путь»

Хороший перевал «Турмале» не назовут. Любому привычному к звучанию романских языков уху в этом имени слышится что-то зловещее. Чутье не обманывает – на гасконском диалекте сие означает «Плохой путь».
news

ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

Хороший перевал «Турмале» не назовут. Любому привычному к звучанию романских языков уху в этом имени слышится что-то зловещее. Чутье не обманывает – на гасконском диалекте сие означает «Плохой путь».

 «Хороший путь», пролегающий через Лурд, место поклонения шести миллионов паломников в год, тоже был частично включен в маршрут 10-го этапа нынешнего «Тура» — но судьба тех, кого придавила усталость в финале первой трети тура, решалась именно на «плохом», без малого 20-километровом подъеме.

Отец-основатель великой многодневки Анри Дегранж, как утверждают, однажды сказал: «Идеальной гонкой я назвал бы ту, в которой до финиша последнего этапа добрался бы единственный участник». Многие сегодня просто не помнят, что «Тур» был задуман как запредельно тяжелое испытание человеческих возможностей.

Знавший, почем фунт лиха в шоссейных соревнованиях, не понаслышке, Дегранж считал себя вправе проверять на участниках свои самые смелые проекты. Когда в журнале «L’Auto» появилась карта «Тура-1910», ни один из читателей не встретил публикацию равнодушно.

Большинство называли Дегранжа и компанию безумцами и мучителями. Многие «звезды», еще прошлым летом обещавшие стартовать, вдруг резко изменили свои планы. А дело было просто в том, что неразрывное кольцо маршрута (тогда не было никаких трансферов между этапами, многодневка стремилась к максимально точному следованию вдоль границ материковой части Франции) расширилось и впервые за 7 лет существования «Большой петли» захватило высокогорье.

В ту далекую эпоху Пиренеи имели дурную славу – дикие горы, непроезжие крутые дороги, свирепые медведи поджидают за каждым поворотом… Босс «Тура», правда, утверждал, что его подопечный Альфонс Штайн лично разведал маршрут и поспешил телеграфировать: «Преодолел Турмале тчк Отличная дорога тчк Годится для гонки тчк».

Мало кто знал подробности этого «треккинга» — машина, которая везла Альфонса, застряла в сугробах, но отчаянный экстремал на ночь глядя пошел на перевал пешком. Его нашли полуживым перед рассветом жители горной деревни, отпоив затем горячим чаем и коньяком. Трудно сказать, на основании чего Штайн сделал выводы о состоянии дороги, лежавшей под снегом, но когда снег растаял (а свершилось это почти перед самой гонкой), обнаружилось, что дорога в отвратительном состоянии.

98 лет назад это тоже был 10-й этап. Стояла страшная жара. В отрыв ушли двое – фаворит Октав Лапис и знаток местных трасс Франс Лафуркад. На Турмале Лапис взобрался лидером – но ценой отчаянных усилий, все крутые участки преодолевая бегом на подгибающихся ногах.

Следующая гора, Обиск, едва не похоронила все его надежды на чемпионство – Фуркад оказался на вершине на 15 минут раньше. «Убийцы!» — бросил Октав в лицо организаторам, сопровождавшим его на машине (главный виновник его страданий Анри Дегранж в этот день предусмотрительно заболел, так что досталось его подчиненным), и ринулся в долину, рискуя на каждом повороте.

Финиш был в Байоне, и незадолго до черты Лапис сумел настичь Лафуркада, отыграв четверть часа. Он выиграл этап, а затем и всю многодневку.

Сегодня эти дороги экзаменовали участников нынешнего «Тура». Рождались новые легенды…

СТАВКИ НА ПОБЕДУ НА 10-М ЭТАПЕ

По данным букмекерской конторы «Уильям Хилл»

Рикардо Рикко – 9/4
Леонардо Пьеполи – 5/2
Кадэл Эванс – 8/1
Алехандро Вальверде – 8/1
Денис Меньшов – 11/1
Анди Шлек – 11/1
Франк Шлек – 14/1
Карлос Састре – 14/1
Самуэль Санчес Гонзалес – 16/1
Ким Кирхен – 20/1

Новости. Велоспорт