Брестско- парижская операция. Попытку покорения «большой петли» Денис Меньшов начнет в Бретани
ВЕЛОШОССЕ
ЗАВТРА СТАРТУЕТ СУПЕРМНОГОДНЕВКА
«ТУР ДЕ ФРАНС»
Завтра берет старт самая знаменитая велосипедная гонка современности – в трехнедельный путь протяженностью
Это начнется в субботу в Бресте. Не в том, который в не столь далеком прошлом был запертыми на крепкий замок западными воротами Советского Союза. В другом, еще на несколько тысяч километров западнее, на берегу Атлантики.
Среди зеленых холмов и легендарных скал Бретани, где сердце поклонника всего кельтского бьется вдвое чаще. Отсюда отправится в путь 95-й «Тур де Франс», руководство которого окончательно разругалось с боссами Международного Союза велосипедистов (UCI), так что теперь легендарное трехнедельное состязание не только не входит в «Про Тур», но и вообще проводится под эгидой национальной федерации. Этакая «местечковая многодневочка»? Ничуть не бывало!
Спортивно-зрелищный продукт под названием «Тур де Франс» настолько раскручен за более чем вековую историю своей реализации во всех уголках земного шара, что будет успешно продаваться в любой упаковке. Маркетологи любят проводить опросы с целью определения узнаваемости бренда; так вот, «Тур» — единственная гонка, о существовании которой хотя бы слышали миллиарды людей, даже относящихся к велоспорту с подчеркнутым равнодушием.
Деструктивный по самой природе конфликт между ASO (кампании-правообладателя «Тура») и UCI мы вынуждены наблюдать «в развитии» не первый год. В этом сезоне дошло до грани: ASO намекнули, что участники «Тура» как несанкционированного международной федерацией мероприятия могут, например, быть не допущены к Олимпиаде. Но чем ближе к старту, тем менее категоричным становился тон заявлений, а вскоре и вовсе наступило затишье.
Ситуация патовая: спонсорам профессиональных команд по большому счету безразлично, что там творится в верхах, – они требуют, чтобы гонщики выступали в соревнованиях, которые имеют максимальное освещение в СМИ – а с «Тур де Франс» как раз такой случай. В общем, какими бы суровыми ни были предупреждения – спортсмены поедут туда, куда укажет «рука дающего», того, кто платит деньги. Поедут, если позовут.
Одного из быстрейших спринтеров мира Тома Бонена не пригласили – баловался кокаином, и, хотя это происходило вне соревновательной практики (так что формально житель либерального в этом отношении Бенилюкса ничего подсудного не совершал), «Тур» сейчас отчаянно ограждает себя от любых сюжетов, связанных с запрещенными препаратами. Отказ включить в стартовый протокол «Астану» — из той же рубрики: команде припомнили «дело Винокурова», и ее практически полное обновление для организаторов оказалось недостаточным аргументом. Весь сюжет напоминать бессмысленно – мы писали об этом не раз, а теперь поезд ушел, и казахстанцы нацелены на совсем другие старты.
Ну а как обстоят дела с теми, кто стартует? Из былых победителей в заявке лишь один испанец Оскар Перейро, да и тот стал полноправным чемпионом «Тура-2006» только на днях, когда американец Флойд Лэндис проиграл апелляцию в арбитражном суде, и теперь ему точно не вернут желтую майку. Но Перейро вряд ли выйдет на первый план – «Касс д’Эпань» заточена под Алехандро Вальверде, взявшего только что звание чемпиона Испании. Хотя большинство аналитиков в роли главного претендента на победу видят австралийца Кадэла Эванса. Руководствуясь простой до примитивности логикой, он – единственный из призеров прошлогодней «Большой петли», кто выйдет на старт в Бресте. В самом деле, Альберто Контадор и Леви Лайфаймер остались вне вписка участников вместе с «Астаной» – но значит ли это, что Эвансу расчищен путь к триумфу? Часто ли гонщики, если их фамилии не Армстронг и не Индурайн, выдавали серии успешных выступлений? Вот нам бы, скажем, очень хотелось, чтобы наконец «прорвало» Дениса Меньшова – он в этом году единоличный капитан «Рабобанка», изменил стратегию подготовки, и уже на «Джиро» вырисовывались контуры его будущей формы.
В субботу пролога не будет – впервые за долгие-долгие годы. Даже в этом прослеживается попытка организаторов во всем изменить привычный сценарий последних лет, непременно включавший допинговые скандалы и показательное развенчание кумиров. Как мы их понимаем! И бог с ним, с прологом – есть ведь Пиренеи и Альп д’Юэз, бесконечно длинные ветровые «разделки» и холмы Массива Сентраль. Самый большой в мире стадион готов принять Зрелище.