Велошоссе. Что нам катит в Пекине? Послесловие к выступлению сборной России на чемпионате мира в Штутгарте
ВЕЛОШОССЕ. ЧЕМПИОНАТ МИРА
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
Второе место в индивидуальной гонке «андеров» (до 23 лет), четвертое – в женской групповой гонке и, наконец, первое в российской истории серебро в групповой гонке мужчин – протокольные итоги выступления российской велокоманды в Штутгарте. Но они не самые главные, если думать о близких олимпийских стартах.
ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО СОНГ БАОБИНГА
Расхожее мнение: на пекинской Олимпиаде китайцы будут рвать всех и во всех видах спорта. Естественно, во время 45-километровой разделки ваш корреспондент решил пристально последить за одним из потенциальных чемпионов-2008. Сонг Баобинг уходил со старта красиво – загорелый жилистый парень в стильном желто-красном комбинезоне, серебристых велотуфлях, на элитной двухколесной чудо-машине «Бьянки». Надежду китайского велоспорта проводили в путь по одежке, но на финише король оказался голым: 64-е место из шестидесяти девяти. Десятое место китаянки в женской разделке тоже прорывом не назовешь.
«А чего еще от них ожидать?» – без дипломатий оценил предолимпийский бенефис Баобинга сотоварищи читинский тренер Владимир Челноков, главный эксперт по Поднебесной в нашей штутгартской делегации. Уже пять лет Челноков проводит многодневку «Путь к Пекину» по Забайкалью и Маньчжурии. Гонка экзотическая, с обязательными – как без них – элементами русского бытового экстрима. А главная ее особенность – отсутствие в пелотоне… китайцев. Представителей удивительной страны, по которой колесят миллиарды велосипедистов…
На штутгартских трассах, совсем как на маньчжурских, китайская тема не катила.
Зато пекинская!..
С утра до вечера она обсуждалась журналистами, тренерами, международными спортивными чиновниками. Показательная картинка: серебряный призер гонки «андеров» (до 23 лет) Михаил Игнатьев стоит на пьедестале, а в двух шагах от него два президента – велокоманды «Тинькофф» и Российской федерации велоспорта – ведут угрюмую дискуссию: на какие гонки не пущать Игнатьева перед Олимпиадой.
«Ну на кой ему нужен ваш трек?!» – гневается президент Олег Тиньков, которому надо раскручивать – во всех смыслах – молодую шоссейную команду. «Ты не кипятись, давай спокойно сядем и все обсудим», – у президента Александра Гусятникова своя правда: уже сверстан график подготовки трековиков, и в него, разумеется, включен Игнатьев, олимпийский чемпион, между прочим, на треке. Публичная дискуссия, которую наблюдал ваш корреспондент, продолжилась в тот же вечер без лишних свидетелей и благополучно завершилась, по свидетельству очевидцев, ожидаемой фразой Тинькова: «Я же патриот России!..»
Однако при всем уважении «Тинькофф» – это не «Рабобанк» и не «Дискавери». С последними куда сложнее договориться о графике наших лидеров – Меньшова, Гусева, Карпеца. Они, естественно, поедут на будущий год в «Тур де Франс». И финишируют в Париже… за две недели до олимпийского старта. Как за этот ничтожный срок восстановить гонщиков, вычерпанных до донышка трехнедельной каторжной работой в Альпах? И параллельно подготовить их к главной гонке четырехлетия? Задача, не имеющая решения…
ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО РОССИИ
Российский гостренер по велоспорту Юрий Кучерявый занят сейчас увлекательной аналитикой: изучает, кто из лучших гонщиков планеты и по каким причинам досрочно сходил с дистанции элитных многодневок, чтобы к чемпионату мира быть в полном порядке. «Хочу понять, сколько дней они отводят себе для полноценной подготовки к новому старту, – говорит Кучерявый. – Их методики и нашим ребятам не помешают». Но гостренер полагает, а располагают боссы западных велокоманд, в которых лидеры российской сборной тоже сегодня вышли на первые роли. Хозяева вряд ли согласятся предоставить гонщикам отпуск в разгар битвы на «Большой петле». Разве что заболеют парни или снимутся с гонки по семейным обстоятельствам, как это неожиданно случается со многими фаворитами накануне главных для них стартов…
Не все же, как новый (и старый) чемпион мира Фабиан Канчеллара, могут плюнуть на все и целый сезон готовиться к одной-единственной разделке! Он выиграл ее здесь с нереальным преимуществом (привез второму призеру почти минуту!), а Володя Карпец, прилетевший в Штутгарт, после тяжелейшей горной «Вуэльты», был только 21-м…
«В следующем году сам поеду на «Тур де Франс», буду разговаривать с каждым из ребят и их хозяев, – поделился планами Александр Гусятников. – Думаю, найдем варианты, к нам сейчас прислушиваются как никогда».
Ваш корреспондент уже вкусил плоды российского велопрогресса: групповую гонку я ехал в нашей техничке, которая шла за пелотоном на почетном четвертом месте, – все перипетии гонки как на ладони. За нами тянулся гигантский хвост государств Европы, Азии, Северной Америки, Южной... И только три машины сопровождения маячили впереди – с флажками Италии, Испании и Австралии.
ВТОРОЕ МЕСТО АЛЕКСАНДРА КОЛОБНЕВА
В чем принципиальная разница между четвертым местом мирового рейтинга и первым? Не в количестве классных гонщиков, у нас их не меньше, чем у безоговорочных лидеров-итальянцев. Разница в мелочах. На групповую гонку в Штутгарте организаторы выделили командам единую радиосвязь. И она барахлила всю 270-километровую дорогу. А итальянцы привезли с собой антенну, посадили перед телевизором специально обученного комментатора, и он семь часов, без перерывов, вел репортаж для одного-единственного зрителя. Тренера итальянской сборной, который ехал за пелотоном в техничке!
Паоло Беттини, разыгравший как по нотам последний золотой отрыв, каждую минуту получал квалифицированные советы. А наш Александр Колобнев, финишировавший вторым, вышвырнул в кювет опостылевшую хрипящую рацию и ехал «вглухую». Почувствуйте разницу… Может, радиоподсказки выдающихся профи Вячеслава Екимова и Дмитрия Конышева – как сражаться с королем спринта Беттини – Саше как раз и не хватило на решающих километрах.
Привезем ли мы на Олимпиаду свою антенну – не пустой вопрос. Потому что совершенно точно мы можем привезти в Пекин чемпионскую команду, – это стало ясно после работы наших гонщиков в штутгартской групповой гонке. Тем более финишировать олимпийцы будут в конце 11-километрового подъема, на горе – сюжет совсем не для Беттини.
ПЕРВОЕ МЕСТО МАССАЖИСТА МОРОЗОВА
— Мы впервые поднялись так высоко в рейтинге благодаря победам наших «профиков» на главных гонках мирового календаря, – говорит Гусятников. – Естественно, у них серьезные обязательства, прежде всего перед своими профессиональными командами. Поэтому мне было несказанно приятно видеть, с каким настроем ребята приехали сражаться за Россию.
Специалисты в один голос говорят: в Штутгарте у нас, возможно, впервые выступала сборная, заряженная исключительно на победу. А групповая гонка мужчин, когда четверка россиян стояла насмерть и прикрыла от погони уехавшего Колобнева, заставила вспомнить о подзабытом в коммерческую эпоху, но, оказывается, не сгинувшем в ней главном законе велоспорта: «Сам умирай, а товарища выручай!». С советских времен мы о нем не вспоминали…
Кстати, на прощальном ужине наша команда потрясла уже не специалистов, а собственный обслуживающий персонал (гостренер Юрий Кучерявый подтвердил: «Такого никогда не было, и это добрый знак»). Никогда еще тренеры, механики, врачи сборной не слышали от гонщиков столько добрых, искренних слов. И уж точно даже в беспокойных коротких снах (других у него не бывает на гонке) не могло привидеться массажисту Николаю Морозову, что прямо на банкете он услышит от девятерых своих ребят: «Док, спасибо за все. Мы тут для вас скинулись…»