Велошоссе. Елисейский тупик. Допинговые скандалы и подковерные интриги могут превратить «Тур де Франс» из великой гонки в рядовую
ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС
СОБЫТИЕ ДНЯ
Вчера на Елисейских полях в Париже был назван 94-й победитель «Тур де Франс». Еще пару лет назад такая победа подразумевала бы еще и неофициальный титул короля профессионального велоспорта. Но нынешнего обладателя желтой майки – испанца Альберто Контадора усаживать на трон не торопятся. Все потому, что «Тур» поставил под сомнение свой статус самой престижной супермногодневки мира.
И в самом деле, на каком основании «Тур де Франс» в его нынешнем виде может называться главным стартом профессиональных гонщиков? В нем выступают все сильнейшие? Нет. Взгляните на текущий рейтинг-лист «Про Тура»: из десяти лидирующих в нем гонщиков в Лондон, где стартовала «Большая петля», приехала лишь половина. Почти весь цвет итальянского велоспорта – Данило ди Лука, Дэвид Ребеллин, Дамиано Кунего – остался дома.
Действующий чемпион мира Паоло Беттини на старт «Большой петли» тоже не вышел. Ивану Бассо и Алессандро Петакки помешала судебная тяжба с собственным национальным Олимпийским комитетом, заподозрившим их в применении допинга. С Петакки пару дней назад все обвинения были сняты – да поезд уже ушел.
А кто докажет, что «Тур» – самая показательная многодневка, результаты которой не подлежат никакому сомнению? Тоже никто! Вот уже год как длится допинговая судебная тяжба прошлогоднего победителя «Большой петли» американца Флойда Лэндиса с организаторами «Тура». Обе его пробы вроде бы положительны на тестостерон, но подтвердить это в суде директорат супермногодневки не может, и потому титула победителя «Тура»-2006 Лэндис по-прежнему не лишен.
Зато наученные этим опытом боссы «Тура» теперь не допускают к старту десятки гонщиков, так или иначе замешанных в допинг-скандалах. А тех, кого допускают, заставляют расписываться во всевозможных хартиях и клятвах и… все равно впоследствии снимают их при малейшем подозрении в нарушении «Кодекса о допинге».
Участь нарушителей зачастую делит вся команда – словно на дворе Средневековье и понятие «коллективная ответственность» — норма жизни. Кто рискнет поручиться, что через пару недель мир не потрясет новость о том, что вся тройка лучших в генеральной классификации уличена в применении тестостерона или гемотрансфузии? Право же, зрители «Тура» быстрее постигают медицинские термины, нежели тонкости разделок и командной тактики.
МЕНЬШОВ НАДЕЯЛСЯ, ЧТО РАСМУССЕН ЕМУ ПОМОЖЕТ…
Звездой велоспорта быть нынче опасно. Малейший «шаг в сторону» — и профессиональная карьера погублена. Боролся ли с последствиями травмы – как утверждает Александр Винокуров, указал ли неверно место тренировок – как Михаэль Расмуссен, попросту выбрал «не ту» команду – как Андреас Клоден или Денис Меньшов.
Все четыре названных гонщика ехали на «Тур» полноценными фаворитами, а покинули Францию либо с грузом обвинений, либо с тяжелым осадком на сердце. И если чтобы изгнать Винокурова, у организаторов был серьезный повод, то в случае с тем же Расмуссеном попахивает настоящим фарсом. Напомним, что датская федерация грозила изгнать его из национальный команды за неоднократные пропуски допинг-контроля, а в результате его «попросил» «Рабобанк» — прямо с гонки.
А в чем провинился дважды поднимавшийся на большой подиум (в 2004 и 2006 годах) Клоден? В том, что имел неосторожность приехать на «Тур» в составе «Астаны», которую организаторы удалили за компанию с Винокуровым?
А что же Меньшов? Два дня ваш корреспондент провел в тщетных попытках поговорить с Денисом. Все телефоны одного из сильнейших российских велопрофи либо молчат, либо отключены. Впрочем, представить, в каком он сейчас настроении, нетрудно. Пожертвовавший всем сезоном ради участия в «Туре», Меньшов ехал на него лидером команды, а в результате…
— Моя задача – подняться на подиум в Париже, — заявил он «Советскому спорту» за две недели до старта «Большой петли» безо всякой бравады. Стартовавший в шестой раз на «Туре», Денис прекрасно понимал, что ему предстоит и что требуется для победы. Силы расходовал предельно рационально, приберегая себя для третьей недели, для Пиренейских гор, в которых всегда был силен.
К восьмому этапу он вошел в десятку лидеров генеральной классификации. Казалось бы, идеальная позиция для решающей атаки. Однако в это же самое время желтую майку надел его товарищ по «Рабобанку» Расмуссен.
— Михаэля на «Туре» интересует лишь горная классификация, – объяснял мне Денис в уже упоминавшемся интервью. – Выиграет один горный этап и потом сможет помогать мне.
А В ИТОГЕ УЕХАЛ С ТРАССЫ НА «ТЕХНИЧКЕ»
«Свой» этап Расмуссен выиграл, однако бросать все и помогать Меньшову не торопился. Изменились планы руководства «Рабобанка». Было решено сменить лидера и работать всей командой на датчанина. В спорте такое бывает. Тем более в командном, каким, бесспорно, являются шоссейные гонки.
Ради того, чтобы одноклубник стал победителем «Тура», затоптать свои амбиции согласился даже сам Денис. Две недели подряд мы видели его в первых рядах пелотона, прикрывавшего Расмуссена, которого «завозили» на очередную гору.
Апофеозом стал 15-й этап – когда ради того, чтобы подтащить Михаэля к группе лидеров, Меньшов вернулся из этой самой группы (махнув рукой на семиминутный отрыв) в пелотон. Затем, отработав впереди датчанина половину подъема высшей категории, бессильно повис на руле и финишировал лишь в четвертом десятке.
На следующем этапе – та же картина. Половину последнего подъема Денис пашет на лидера, который едет к своей второй победе... А через несколько часов команда… изгоняет этого самого лидера! Всему виной — «дело Расмуссена», о котором на всех углах судачат уже две недели.
Зачем же команда «тянула» его до самой последней горы? Зачем один за другим «загибались» на перевалах его товарищи? Чтобы после всех этих мучений услышать, что тот, ради кого они пахали, обманщик и негодяй? Ради такого итога ехал Меньшов на «Тур»?
Когда на середине следующего этапа наш гонщик покинул седло и пересел в «техничку», на нем не было лица. Это было лицо не воина, потерпевшего тяжелое поражение на поле битвы, но солдата, покидающего это поле из-за капитуляции, подписанной его командирами.
Как дальше быть? К чему стремиться? Кому верить и на что надеяться? Молчащие телефоны – свидетельство того, что ответа на эти мучительные вопросы Денис пока не нашел.
ОСТАНУТСЯ ЛИ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ В ОЛИМПИЙСКОЙ СЕМЬЕ?
В последнее время стали говорить, что такая слава приведет велоспорт к исключению из программы Олимпийских игр. Но вряд ли стоит относиться к этим разговорам всерьез. Все же президент Международного союза велосипедистов (UCI) Пэт МакУэйд имеет серьезный вес в Международном олимпийском комитете и рассчитывает сделать в этой организации серьезную карьеру. А лучший для этого способ – организовать решительную атаку на допинг. Такой шаг оценят.
Нынешний директор «Тура» Кристиан Прюдомм также едва ли будет отклоняться от «генеральной линии» на войну с допингом. Войну без правил и видимого противника. Войну, жертвами которой становятся всегда гонщики и никогда – допинг.
Уменьшится ли количество «павших», если увеличить срок дисквалификации с нынешних двух лет до (как предлагают) четырех? Едва ли – тем более что те, кто отбывает дисквалификацию, вернуться полноценно не могут: Дэвид Миллар сейчас лишь бледная тень себя четырехлетней давности, Тайлеру Хэмилтону и Данило Хондо вовсе не позволяют сесть в седло – хоть срок их уже истек. Услышим ли мы еще когда-нибудь о новых спортивных достижениях Лэндиса и Винокурова – вопрос скорее риторический.
Что же останется от «Тур де Франс», кроме раскрученного бренда и выгодного места в мировом спортивном календаре? Возродит ли легендарная гонка свою прежнюю славу или превратится в подобие «Фабрики звезд», победителей которой забывают на следующий день после окончания передачи?
СКОЛЬКО ПРОИГРЫВАЛИ СИЛЬНЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ ГОНЩИКИ ПОБЕДИТЕЛЯМ «ТУРА» В ПОСЛЕДНЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
1996
1. Бьярне Рийс (Дания, Телеком) – 95:57.16…
7. Петр Угрюмов (Россия, Рослотто) – отставание 10:04
1997
1. Ян Ульрих (Германия, Телеком) – 100:30.35…
44. Вячеслав Екимов (Россия, Ю.Эс. Постал) – 2:01.23
1998
1. Марко Пантани (Италия, Меркантоне Уно) – 92:49.46…
25. Евгений Берзин (Россия, Франсез де Же) – 42.51
1999
1. Лэнс Армстронг (США, Ю.Эс. Постал) – 91:32.16…
62. Дмитрий Конышев (Россия, Меркантоне Уно) – 1:49.10
2000
1. Лэнс Армстронг (США, Ю.Эс. Постал) – 92:33.08…
55. Вячеслав Екимов (Россия, Ю.Эс. Постал) – 1:59.57
2001
1. Лэнс Армстронг (США, Ю.Эс. Постал) – 86:17.28…
17. Александр Бочаров (Россия, Превоянс) – 41.15
2002
1. Лэнс Армстронг (США, Ю.Эс. Постал) – 82:05.12…
58. Вячеслав Екимов (Россия, Ю.Эс. Постал) – 1:45.51
2003
1. Лэнс Армстронг (США, Ю.Эс. Постал) – 83:41.12…
11. Денис Меньшов (Россия, ИБанесто. ком) – 19.44
2004
1. Лэнс Армстронг (США, Ю.Эс. Постал) – 83:36.02…
13. Владимир Карпец (Россия, Ильс Балеарс) – 25.11
2005
1. Лэнс Армстронг (США, Дискавери) – 86:15.02…
50. Владимир Карпец (Ильс Балеарс) – 1:43.45
2006
1. Флойд Лэндис (США, Фонак) – 89:39.30*…
6. Денис Меньшов (Россия, Рабобанк) – 7.06
* Если апелляция Флойда Лэндиса по поводу положительной допинг-пробы на тестостерон будет отклонена, звание победителя «Тура» у американца будет отобрано.
САМЫЕ ВЫСОКИЕ СКОРОСТИ НА РАВНИННЫХ РАЗДЕЛКАХ В ИСТОРИИ «ТУРА»
Скорость | Гонщик | Дистанция | Год |
| Грег Лемонд (США) | | 1989 |
| Дэвид Миллар (Великобритания) | | 2003 |
| Лэнс Армстронг (США) | | 2000 |
| Леви Лейфаймер (США) | | 2007 |
ТУР ДЕ ФРАНС
Супермногодневка категории «Про Тур» (20 этапов)
19-й этап. Коньяк – Ангульем (гонка с раздельным стартом на
1 | Лейфаймер (США, Дискавери) – 1:02.44 |
2 | Эванс (Австралия, Предиктор-Лотто) – отставание 0.51 |
3 | Карпец (Россия, Касс д’Эпань) – 1.56 |
4 | Попович (Украина, Дискавери) – 2.01 |
5 | Контадор (Испания, Дискавери) – 2.18 |
6 | Гутиерес Паласиос (Испания, Касс д’Эпань) – 2.27… |
16 | Састре (Испания, Си-Эс-Си) – 3.24 |
17 | Вальверде Бельмонте (Испания, Касс д’Эпань) – 3.37… |
20 | Зубельдия (Испания, Эускалтель-Эускади) – 4.06… |
72 | Бочаров (Россия, Креди Агриколь) – 7.14… |
77 | Гусев (Россия, Дискавери) – 7.26… |
130 | А Ефимкин (Россия, Барловорлд) – 9.53 |
20-й этап. Маркусси – Париж. Елисейские поля (
1 | Беннати (Италия, Лямпре) – 3:51.03 |
2 | Хушовд (Норвегия, Креди Агриколь) |
3 | Цабель (Германия, Мильрам) |
4 | Хантер (ЮАР, Барловорлд) |
5 | Бонен (Бельгия, Квикстеп) |
6 | Шаванель (Франция, Франсез де Же) – у всех то же время… |
31 | Вальверде – отставание 0.05… |
35 | Эванс |
36 | Контадор |
37 | Лейфаймер… |
40 | Зубельдия… |
45 | Гусев… |
49 | Састре – у всех то же время… |
95 | Карпец – 0.15… |
115 | Бочаров – то же время… |
139 | Ефимкин – 1.12 |
ГЕНЕРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (ЖЕЛТАЯ МАЙКА)
1 | Контадор – 91:00.26 |
2 | Эванс – отставание 0.23 |
3 | Лейфаймер – 0.31 |
4 | Састре – 7.08 |
5 | Зубельдия – 8.17 |
6 | Вальверде – 11.37… |
14 | Карпец – 24.15 |
33 | Бочаров – 1:22.25… |
38 | Гусев – 1:33.50… |
99 | Ефимкин – 3:14.19 |
СПРИНТЕРСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (ЗЕЛЕНАЯ МАЙКА)
1 | Бонен – 256 очков |
2 | Хантер – 234 |
3 | Цабель – 232 |
ГОРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (БЕЛАЯ МАЙКА В КРАСНЫЙ ГОРОХ)
1 | Солер Эрнандес (Колумбия, Барловорлд) – 206 очков |
2 | Контадор – 128 |
3 | Попович – 105 |
МОЛОДЕЖНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (БЕЛАЯ МАЙКА)
1 | Контадор – 91:00.26 |
2 | Солер Эрнандес – отставание 16.51 |
3 | Цуррика (Испания, Эускалтель-Эускади) – 49.34 |
КОМАНДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
1 | Дискавери (США) – 273:12.52 |
2 | Касс д’Эпань (Испания) – отставание 19.36 |
3 | Си-Эс-Си (Дания) – 22.10 |