Велошоссе. Зачистка в горах. Второй год подряд старейшая велогонка мира изнывает от допинговых скандалов
ВЕЛОШОССЕ
ДОПИНГОВЫЙ СКАНДАЛ НА «ТУР ДЕ ФРАНС»
СОБЫТИЕ ДНЯ
Вторник стал на «Туре» днем отдыха и днем самого громкого скандала, без которых, увы, «Большая петля» не обходится вот уже второй год подряд. Объявление о том, что допинг-тест самой заметной фигуры в нынешнем пелотоне – Александра Винокурова оказался положительным, произвел эффект разорвавшейся бомбы. Гонщик, а вслед за ним и команда «Астана», покинули Францию.
Во вторник после обеда в отель городка По, где квартировала команда «Астана», приехали полицейские. Сопровождавший их представитель французской национальной антидопинговой лаборатории объявил спортивному директору команды, что допинг-проба А их лидера Александра Винокурова оказалась положительной. Таковы были результаты анализа, взятого 21 июля после победной для казахстанского гонщика разделки.
В крови Винокурова были найдены следы переливания крови – гемотрансфузии. Проще говоря – лабораторные исследования показывали, что незадолго до старта 13-го этапа (предположительно накануне вечером) гонщику влили свежую кровь, обогащенную кислородом. Собственную или чужую – предмет более серьезного анализа, хотя от него, по большому счету ничего уже не зависит.
Спустя несколько часов после известия о положительной допинг-пробе, он покинул расположение команды. До отъезда Вино, желая подчеркнуть, что невиновен, настоял на обязательном вскрытии пробы Б.
Через некоторое время гостиницу покинули еще 35 членов команды: гонщики, механики, обслуживающий персонал. Директорат «Тура» в лице руководителя антидопинговой комиссии Патриса Клерка рекомендовал «Астане», получившей от организаторов «вайлд-кард», прекратить участие в «Туре. Спорить никто не стал.
К слову сказать, дисквалификация несколькими днями ранее немца Патрика Синкевитца (гонщик попался на запредельном уровне тестостерона) никаких санкций в отношении его «Т-Мобайл» не повлекла. Обескровленная немецкая команда – на сегодняшний день продолжают крутить педали чуть больше половины коллектива – вчера стартовала.
СИДЯЧАЯ ЗАБАСТОВКА
И не просто стартовала, а даже приняла участие в акции протеста против использования допинга. Вместе с ней митинговали соотечественники из «Герольштайнера» и все французские велоконюшни (общим числом шесть).
Протестующие попросили своих коллег следовать хартии «хорошего поведения», которая была принята в 2005 году. Согласно этой хартии, от команд требуется не выставлять на соревнования спортсменов, замешанных в инцидентах с допингом.
– Мы также не хотим слышать бесконечные разговоры о том, что велоспорт не может существовать без запрещенных препаратов, – заявил один из протестовавших…
Девять лет назад – 24 июля 1998 года – участники «Тура» также устроили забастовку. Протестуя против полицейского произвола (вечером накануне французская полиция провела повальные ночные обыски в отелях, где жили гонщики – искали допинг) велосипедисты около часа сидели на асфальте, призывая устроителей «Большой петли» навести порядок в своем хозяйстве.
Вчерашняя забастовка численностью заметно уступала тому знаменитому «сидению». В нынешнем составе пелотона единого мнения нет. Почему? Сочувствуют Винокурову? А, может быть, многие знают, что скоро придут и за ними?
ДОРОГОЙ ХЭМИЛТОНА
Методика «кровавой инъекции», якобы использованная Винокуровым, не нова. Первые широко известные случаи переливания в организм спортсмена собственной крови датируются аж 1976 годом. Финский бегун на длинные дистанции Лассе Вирен выиграл за счет этой передовой по тем временам методики немало соревнований, включая Олимпийские игры.
В свое время телеэкраны всего мира обошла картинка – столкнувшись на беговой дорожке с соперником, Вирен падает, но тут же вскакивает и бежит к финишу резвее прежнего. Казалось, ему неведомо понятие усталость.
То, что у спортсмена несколькими месяцами раньше откачивали богатую кислородом кровь (Лассе проходил подготовку в горах), а потом заливали ее обратно, стало известно позже. Все произошедшее получило широкую огласку и даже осуждение, однако формально придраться к легкоатлету никто не мог – запрещенных препаратов он не использовал.
Спустя 26 лет, в 2002 году, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) официально внесло метод гемотрасфузии в черный список – вместе с прочими способами немедикаментозного вмешательства. И первой жертвой этого нововведения, стал не кто иной, как велосипедист, американец Тайлер Хэмилтон, ставший в Афинах олимпийским чемпионом в гонке с раздельным стартом.
Я надолго запомнил, как ее серебряный призер Вячеслав Екимов после финиша шатался от усталости, а Хэмилтон был настолько бодр, что казалось, он и еще
Когда осенью 2004-го появилась информация, что выигравший разделку еще и на «Вуэльта Испания» Хэмилтон использовал метод гемотрансфузии, за то, чтобы отдать Екимову олимпийское золото, в России не выступал только ленивый. Этого не случилось, но и вернуться в гонки Хэмилтону не позволили.
В 2007 году в течение нескольких месяцев Тайлер официально был в заявке российской профессиональной велогруппы «Тинькофф Кредит Систем» и даже собирался выступить на «Джиро д’Италия». Однако в канун итальянской супермногодневки гонщику пришлось расстаться с командой – ни он, ни его адвокаты так и не смогли доказать «чистоту крови».
ОГОНЬ НА ПОРАЖЕНИЕ
«Туру» не привыкать к громким допинговым скандалам. Складывается впечатление, что сам факт победы на супермногодневке уже является поводом для подозрений. Сколько было домыслов вокруг побед Мигеля Индурайна, Лэнса Армстронга, Марко Пантани, Яна Ульриха… Трудно припомнить за последние 20 лет имя победителя «Большой петли», в адрес которого не прозвучало бы прямых или косвенных обвинений.
А вспомните 2006-й! За неделю до старта «Тура» испанская полиция объявила о том, что накрыла в Мадриде медицинскую лабораторию, в которой хранились сотни контейнеров с кровью, принадлежавшей звездам большого спорта. Имя владельца этой лаборатории доктора Эмилиано Фуэнтоса вмиг стало известно всему миру. В итоге на старт тура не вышли звездные клиенты доктора – Ян Ульрих, Франсиско Мансебо, Оскар Севилья и… целая команда. Та самая «Астана», появившаяся на обломках «Либерти Сегурос». Кстати, причиной, по которой от «Либерти» отвернулись спонсоры, стали как раз допинговые скандалы.
«Профилактическая зачистка» не помогла. Вскоре после завершения «Тура» было объявлено о том, что допинг-проба его победителя, американца Флойда Лэндиса дала положительный результат на тестостерон. Это стало последней каплей в чаше терпения организаторов «Тура». В канун старта нынешней «Большой петли» ее директор Кристиан Прюдомм дал понять: он не остановится ни перед чем, чтобы очистить супермногодневку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр ВИНОКУРОВ, в интервью газете «Экип»:
– Это ошибка. Я никогда не принимал допинг – это не мой путь. Думаю, что все это из-за моего падения на пятом этапе. Я говорил с врачами команды, и они предположили, что в моем бедре было ненормальное количество крови. Это и могло привести к положительному тесту на допинг… Мне кажется, сейчас они (чиновники Международного союза велосипедистов. – Прим. ред.) делают все, чтобы уничтожить меня. Успех нашей команды многим не дает покоя, и нам приходится за это расплачиваться. Позорно, конечно, вот так покидать «Тур», но я не собираюсь тратить время на доказательство своей невиновности. Говорят, будто бы мне влили кровь моего отца. Но это абсурд! Если бы это было правдой, я был бы «тест-положителен» на водку.
Эрик БОЙЕР, менеджер «Кофидиса»:
– Меня уже тошнит от всего этого. Надеюсь, Винокуров не будет тупо все отрицать. Пусть вспомнит, сколько раз он рассказывал нам, какой он бравый парень, что он сильнее, чем боль, и что французские гонщики тащатся позади всех, потому что они лентяи. Теперь-то мы видим, что сам он порядочный ублюдок.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Александр ВИНОКУРОВ
Родился 16 сентября 1973 года в Петропавловске (Казахстан).
Первый профессиональный контракт подписал в 1997 году.
За время профессиональной карьеры одержал 46 побед.
Среди самых громких – многодневка «Четыре дня Дюнкерка» (1998), многодневка «Критериум Дофине Либере» (1999), многодневка «Тур Германии» (2001), многодневка Париж – Ницца (2002, 2003, 2004), многодневка «Тур Швейцарии» (2003), классическая гонка «Амстел голд Рейс» (2003), классическая гонка Льеж – Бастон – Льеж (2005), супермногодневка «Вуэльта Испания» (2006).
Серебряный призер Олимпийских игр-2000 в групповой гонке.
На «Тур де Франс» стартовал пять раз. Лучшее место в генеральной классификации – 3-е (2003). С 1999 по 2005 год выиграл пять этапов «Большой петли».
Живет в Монако.