Велошоссе. Мученик Александр. Ради чего израненный Александр Винокуров продолжает гонку

Сегодня на «Туре» начинается вторая серия суровых испытаний
news

ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

 Сегодня на «Туре» начинается вторая серия суровых испытаний: 54-километровая разделка с тремя последующими горными этапами. Для фаворита №1 на начало «Большой петли» Александра Винокурова – это последний шанс догнать лидеров генеральной классификации.

ГОНКА СОСТОИТСЯ В ЛЮБУЮ ПОГОДУ

Терпеть. Ключевое слово, главный глагол велоспорта. Не «спуртовать», не «побеждать» и даже не «работать». Редко, слишком редко на многодневках случаются дни, когда уедет нестрашный для общего зачета отрыв и гранды примут решение взять тайм-аут. И то последний час этапа придется лететь на всех парах.

А так, почти всегда, преодоление начинается с момента пробуждения. Для организма, по большому счету, совершенно не естественно на фоне предельной усталости – уставать еще больше. Но ему не оставляют выхода – либо капитулировать, либо выдать на-гора все резервы.

Знаю не понаслышке – и в других циклических видах спорта моментов преодоления хватает. Но нигде не приходится терпеть так бесконечно долго. За пять-шесть часов непрерывной работы и солнцем в долине обожжет, и снегопадом на перевале накроет, и ветром на спуске пронзит, и на какой-нибудь богом забытой разбитой местной дорожке растрясет. «Состоится в любую погоду» — это как раз про шоссейную велогонку. Препятствием могут стать только сугробы высотой в полметра.

Впрочем, перед погодой, рельефом и невероятной продолжительностью этапов все участники равны. Но некоторых – и нередко самых крепких – судьба решает проверить пожестче. И посылает травму. Удесятеряя те муки, которые и без того приходится выносить.

В принципе, по общеспортивному умолчанию, выход должен быть один – сойти и лечиться. Вон у американца Дэйвида Забриски обострилась боль в колене, которое он повредил в автомобильной аварии еще четыре года назад. Забриски, тяжко вздохнув, отправился, в аккурат на экваторе «Тура», домой в Штаты…

КОСТИ ЦЕЛЫ – МОЖНО ЕХАТЬ

У Александра Винокурова на коленях десятки швов. Нелепейшее и страшное падение из-за механического «глюка» мгновенно повергло его многочисленных болельщиков, живущих как на постсоветском пространстве, так и за его пределами, в глубочайшее уныние. То, что показывала телекамера, внятно говорило: надежды рухнули.

Теоретически продолжить выступление – при условии гениальной работы медиков и массажистов – можно, практически – это будет «езда в никуда». Велосипед приводится в действие ногами, и если изранены именно они, если колени начинают опухать и каждое распрямление дается простреливающей болью – какая тут будет работа, надо ведь не просто ехать, а ехать быстро, отвечая на атаки, закрывая просветы…

В тот несчастливый день Вино вернулся в расположение команды глубокой ночью. Помимо квалифицированной экстренной помощи он получил судьбоносную для себя информацию. «Кости целы – значит, могу ехать». Как всегда — немногословное резюме, почти лишенное эмоциональной окраски. Все эмоции кипят в глубоко запрятанном котле, расплескивать их – значит, тратить драгоценную энергию, которая уходит на борьбу с болью и километрами.

Каждый новый день болельщики ждали неофициальной медицинской сводки. Понедельник, день отдыха – есть улучшение, рана подсыхает, сустав работает эффективнее… Среда, жаркий равнинный марафон после испытания Высокими Альпами – снова ухудшение, солнечное пекло сослужило дурную службу, гонщик несколько раз получает медицинскую помощь на ходу.

Руководители команды осторожно осведомляются, не стоит ли все-таки поберечь организм на будущее. Винокуров отвергает подобные варианты с порога: к этой «Большой петле» он шел не год, как большинство соперников, а два – в прошлом сезоне был готов, как никогда, но стартовать при скандальных обстоятельствах команде не дали… Четверг…

НАУКА ТЕРПЕТЬ

А в четверг капитан и его команда сотворили такое, что весь пелотон обсуждал до самого старта следующего этапа. Судьба-злодейка, впечатленная долготерпением Александра, ослабила свою железную хватку, впервые за неделю гонщик почувствовал себя относительно неплохо – и «Астана» попросту измочалила полторы сотни первоклассных профессионалов, развалив группу в клочья. Ну а после соло за 4 км до финиша на скорости за 60 км/ч стало ясно: перед нами прежний Винокуров.

— Я, конечно, не рассчитывал, что мне дадут таким способом выиграть, — сказал он после финиша, — но почувствовал – «нога идет». Решил ее проверить. А заодно пусть все знают, что я вернулся.

Наша школа. Общая школа, выпускники которой держатся вместе и понимают друг друга с полуслова. Как дуэт Винокуров – Иванов, заслуживший в эти дни восторженные оценки не только специалистов, но и политических деятелей.

Падать и вставать. Терпеть. Этому в советском велоспорте учили сразу и тщательнее, чем где бы то ни было еще. Побеседуйте с героями велогонок Мира – историй преодоления и побед вам расскажут столько, что хватит на толстые тома. В постсоветское время, к счастью, в этом плане ничего не изменилось.

Западным гонщикам тоже есть что порассказать. Об Эдди Мерксе, последние годы своей карьеры громившем всех на фоне непроходящей боли в хронически травмированной спине. И каждую гонку мечтавшем об одном: чтобы она скорее кончилась.

О Тайлере Хэмилтоне — несмотря на всю неоднозначность этой личности. «Тур де Франс-2003», который он прошел почти целиком со сломанной ключицей, наполовину сточив стиснутые от напряжения зубы и умудрившись занять 4-е место в общем зачете – это классика.

О Паоло Савольделли, которого каждое утро перед этапом «Джиро» выносили под руки из номера товарищи по команде – но он стартовал снова и снова, чтобы помочь лидерам – как сейчас, когда работает четкими сменами с Сергеем Ивановым, везя «на колесе» Винокурова. И эти люди, знающие, почем фунт лиха в велоспорте, снимают шляпу перед непоказным, повседневным героизмом Александра Винокурова.

— Теперь я жду субботы. «Разделка» ответит на все вопросы, — считает лидер «Астаны». —Сегодня нас ждет великая гонка.

СТАТИСТИКА

ТУР ДЕ ФРАНС

Супермногодневка категории «Про Тур» (20 этапов)

12-й этап. Монпелье – Кастре (178,5 км).

1. Бонен (Бельгия, Квикстеп) – 4:25.32
2. Цабель (Германия, Мильарм)
3. Хантер (ЮАР, Барловорлд)
4. Беннати (Италия, Лямпре)
5. Хушовд (Норвегия, Креди Агриколь)
6. Эйзель (Австрия, Т-Мобайл)…
25. Гусев (Россия, Дискавери)…
32.
Эванс (Австралия, Предиктор-Лотто)…
40. Майо (Испания, Сонье Дюваль)…
43. Контадор (Испания, Дискавери)…
47. Расмуссен (Дания, Рабобанк)…
54. А . Ефимкин (Россия, Барловорлд)…
63. Бочаров (Россия, Креди Агриколь)
64. Карпец (Россия, Касс д’Эпань)…
75. Иванов (Россия, Астана)
76.
Винокуров (Казахстан, Астана)
77. Вальверде (Испания, Касс д’Эпань)…
85. Клоден (Германия, Астана)…
125. Меньшов (Россия, Рабобанк) – у всех время победителя

Генеральная классификация (желтая майка)

1. Расмуссен – 57:37.10
2. Вальверде – отставание 2.35
3. Майо – 2.39
4. Эванс – 2.41
5. Контадор – 3.08
6. Састре – 3.39…
18. Меньшов – 7.10
19.
Винокуров – 8.05…
21. Карпец – 8.51…
30. Гусев – 15.49…
41. Бочаров – 30.41…
65. Иванов – 54.39

Спринтерская классификация (зеленая майка)

1. Бонен – 195 очков
2. Хантер – 175
3. Цабель – 174
4. Хушовд – 132

Новости. Велоспорт