Велошоссе. Прорыв. Вторая, спустя десять лет, победа на «Туре» Седрика Вассера напомнила публике о почетном труде Грегари
ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС
Три недели «Большой петли» состоят не только из ожесточенных схваток фаворитов, специалистов-«горновосходителей» и мастеров финишной атаки. Эпическое полотно «Тура» было бы неполным, если бы время от времени на авансцену не выходили настоящие трудяги-грегари, чьими усилиями во многом и добываются желтые, зеленые и гороховые майки. Триумфатор десятого этапа француз Седрик Вассер – гонщик как раз такой породы.
Справедливость в этом мире тоже иногда торжествует. Десять лет спустя после своей первой победы на «Туре» потомственный французский велогонщик Седрик Вассер одержал вторую. Она же, видимо, будет и последней – 36-летний ветеран давно обещал проститься с большим велоспортом после заметного успеха.
14 побед за 14 профессиональных сезонов. Мало? Достаточно, чтобы стать одним из любимцев французской публики и человеком, легко узнаваемым на улице. Ведь его никак не назовешь «бойцом невидимого фронта» – нынешний лидер «Квикстепа» Том Бонен появляется на экране ближе к финишу, а трудяга Вассер красуется на нем крупным планом часами. Чтобы выиграл Том, Седрик должен десятки километров отработать на первой позиции в группе, догоняя отрывы и пресекая новые попытки убежать. Тяжкий труд, притом совершенно необходимый, и настоящий капитан это понимает. Победам своих помощников Герта Стегманса и Вассера Бонен радовался даже больше, чем своему этапу, выигранному на этой «Большой петле», – судьба преподнесла им награду, которой они, по мнению Тома, давно заслуживали.
СВИТА ДЕЛАЕТ КОРОЛЕЙ
До хрипоты готов объяснять очевидное. Те, кто защищает лидера, не второстепенные гонщики. Потому что велоспорт – командный вид, в одиночку здесь выигрываются только гонки с раздельным стартом. Каждое амплуа бесценно, и люди, подобные Вассеру, способны на то, что не под силу ни одному штампующему победы спринтеру. Многие финишеры даже в большой группе добираются до последнего километра с огромным трудом; если пелотон, вытянутый в струну, лопнул от порыва бокового ветра, иные мускулистые ребята никогда не закроют просвет самостоятельно, если их не подвезут всем миром. Уж на что легенда (и даже некая абсолютная величина) Марио Чиполлини – и того постоянно ловили в кадр висящим на двери «технички» в мало-мальски серьезной горе. А сколько всего оставалось за кадром?
Есть и другие примеры, разумеется: Эрик Цабель способен выехать в серьезный перевал рядом с «горняками», если темп будет достаточно ровный, Яан Кирсипуу наравне со всеми отрабатывал смены в многочасовых отрывах и выигрывал чемпионат Эстонии в гонке с раздельным стартом. Но более традиционный сценарий все же иной: спринтер «умирает» весь этап, но, когда видит вдали финишный створ, в нем просыпается остаток резервов – и весь уходит на последний рывок. Увы, для массовой публики и далекого от велоспорта случайного спонсора, «заарканенного» изворотливым менеджером на сезон-другой, существует только «новостной» повтор последних двух сотен метров этапа с пелотоном, на страшной скорости летящим прямо в камеру. Кто лучше всех заметен на таком кадре, вы понимаете. Кто быстрее всех пополняет статистику командных побед, тоже ясно.
СДЕЛАНО В РОССИИ
Но из чего складывается «игра», многие не понимают и не пытаются. Это примерно то же, что смотреть вместо футбольных матчей тележурналы с голами. Параллель с футболом многое может пояснить: в велоспорте есть свои нападающие, полузащитники и защитники. Разумеется, и среди футбольных болельщиков можно до сих пор найти тех, кто считает форвардов богами, а защитников – игроками второго сорта, но такие клинические случаи встречаются все реже – как правило, классному игроку отдают должное независимо от амплуа. Хороший игрок линии обороны стоит дорого – в велоспорте же только сравнительно недавно «супердоместикам» стали платить достойные деньги…
На днях беседовал с главой велосипедной федерации Казахстана Даниалом Ахметовым – и он не жалел восхищенных эпитетов для того, чтобы передать впечатления от работы на гонке россиянина из «Астаны» Сергея Иванова.
– Каждый этап и на равнине, и в горах держит высочайший темп, везет лидера, успевает вернуться за водой – и снова тянет на такой скорости. Это что-то потрясающее.
Вспомните недавнее прошлое: «супердоместиками» приходилось быть и Дмитрию Конышеву, оберегавшему от неприятностей Марко Пантани, и Вячеславу Екимову, вымостившему дорогу практически ко всем победам Лэнса Армстронга. Но при этом один – двукратный призер чемпионатов мира, второй – двукратный олимпийский чемпион. Оба выигрывали этапы «Тура» – как, кстати, и Сергей Иванов. Забивать голы защитникам не возбраняется. А в велоспорте они еще и могут периодически превращаться в нападающих. Пусть эта возможность появляется у них почаще. Вон как все радовались в Марселе за Седрика Вассера.