Велошоссе. Куча-мала! Грандиозный завал на финише этапа едва не оставил «Большую петлю» без лидера генеральной классификации
ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС. 2-Й ЭТАП
СОБЫТИЕ ДНЯ
Обладатель желтой майки Фабиан Канчеллара, один из сильнейших спринтеров гонки Тор Хушовд, гвардейцы «Дискавери» Томас Вайткус и Джордж Хинкепи – вот неполный перечень гонщиков, серьезно пострадавших в массовом завале на финише второго этапа. Падения на трассе – неизбежное зло велосипедных гонок. Способов застраховаться от них попросту не существует.
ВЕЛОСИПЕДНЫЕ КАМИКАДЗЕ…
«Тур» временами напоминает некий драматический спектакль – роли четко поделены между персонажами, обстоятельства и место действия диктуют сюжетную канву; вариации уместны и даже приветствуются, но исход во многом предрешен. На первой неделе обязательным пунктом программы остаются завалы. Не было года, чтобы куча-мала не образовывалась почти на каждом из ранних этапов. Причина проста. Ее грубовато, но точно пояснил вчера знаменитый однодневщик из «Ликвигас» Филиппо Поццато:
— В группе всегда найдутся камикадзе, которым надоело жить. Пока у них есть здоровье, они готовы на все ради победы. И себя угробить, и остальных «положить».
В первую неделю «Гранд-тура» участники пышат свежестью. Каждый мнит себя королем и желает блеснуть мастерством. Царящий вокруг «Тура» ажиотаж, огромная аудитория не всегда во благо велогонщикам. Многие из них утрачивают инстинкт самосохранения.
Баррикада из человеческих тел и велосипедных обломков на въезде в Гент – плоды деятельности «молодой и честолюбивой команды, которая расстается с прошлым и открывает новую страницу в истории велоспорта». Завал спровоцировала «Т-Мобайл», чья выучка на сегодня оставляет желать много лучшего. От экспресса, с ювелирной точностью раскатывавшего Эрика Цабеля, остались одни воспоминания. Впрочем, надо признать, что и «Милрам», нынешняя команда шестикратного короля спринта «Большой петли», в процессе перекрытия дороги поучаствовала активно.
Многократный чемпион России Сергей Иванов был менее категоричен в оценках, чем Поццато (хотя оказался единственным гонщиком «Астаны», упавшим в злополучном завале):
— Весь этап был нервный. Когда скорость возрастает перед финишем, на краях дороги появляются заграждения. Стоит одному упасть — остальным некуда деться. Такие ситуации неизбежны. Главное, выходить из них без потерь. У нас все живы-здоровы, сплюнем через плечо три раза. Жаль, что Андрея Кашечкина заблокировали в «пробке» — прямо во время гонки он узнал о рождении сына. Андрея настолько вдохновила эта новость, что на финише он был готов порвать любого Бонена.
…И ИХ ЖЕРТВЫ
Больше ста пятидесяти гонщиков были отрезаны завалом, но фаворитам впору перекреститься, как это сделал на финише Винокуров, – грандов горькая чаша на сей раз миновала. Так бывает далеко не всегда. Хотя Сергей Иванов подтвердил нам, что «многие дебютанты к заслуженным «старикам» уважения не проявляют».
В прошлые годы их горячность тоже до добра не доводила. В 90-е годы выбывал из игры прекрасно подготовленный Тони Ромингер, вдребезги разбивались Лоран Жалабер и Йохан Мюзеув, а вот легендарный Мигель Индурайн благодаря филигранной технике и обостренному чувству опасности выходил из воды сухим.
Пару лет назад Дейв Забриски умудрился потерять желтую майку, рухнув в командной гонке на совершенно сухом асфальте, – и тут винить было некого. Вспоминается и Луис Оканье, который в начале 70-х выдержал испытание Пиренеями и уверенно выигрывал у самого Эдди Меркса, пока не упал на скользком спуске под ледяным дождем. В результате падения бедолага сломал себе ключицу. Верный шанс стать триумфатором в Париже был безнадежно упущен.
По местам славы и боли Оканье нынешний «Тур» промчится вскоре – на третьей неделе соревнований. В ближайшие же четыре дня у всех сильнейших задача простая и сложная одновременно — выжить.