Велошоссе. Какая гонка без погони! Упав всего за 20 километров до финиша, Робби Макюэн совершил невозможное
ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС
1-Й ЭТАП
Первую неделю «Тура» традиционно считают временем спринтеров. Мастеров финишного спурта в пелотоне не один десяток. Эти гонщики никогда не борются за желтую майку короля «Большой петли», но именно благодаря им супермногодневка играет всеми красками. Австралиец Робби МакЮэн – один из ярких представителей клана «героев асфальта».
ЗА ЧТО СПРИНТЕРАМ ТАКИЕ БЛАГА?
Не только болельщики, но и некоторые гонщики нет-нет да и подумают иной раз: «Все-таки спринтеры – привилегированное сословие в шоссейном велоспорте. До финиша всей командой довозят, как хрустальную вазу, от ветра прикроют, от падений оберегут, в случае прокола подтянут. Останется рвануть последние 200 метров – и вот ему почет, уважение и куча денег».
Спринтерский промежуточный финиш стоит на «Туре» столько же, сколько перевал высшей категории, – то есть 800 евро! Мыслимо ли сравнивать физические затраты при восхождении на Галибье, на высоту почти 3 километра, с тридцатисекундным «выстрелом» из группы?! К концу карьеры у хорошего финишера будет сотни две побед в послужном списке, в то время как у классного «горняка» или «раздельщика» – два десятка.
И где справедливость?
Как всегда, где-то посередине, на полпути между крайностями. Австралиец Робби МакЮэн, став в воскресенье 12-кратным победителем этапов «Большой петли» и сравнявшись по этому показателю с «самым выигрывающим из ныне действующих», Эриком Цабелем, доказал заодно и то, что в его специализации тоже есть место подвигу.
УПАЛ, ПОДНЯЛСЯ, ПОБЕДИЛ!
Накануне этапа мы беседовали с Владимиром Гусевым – лидером молодежной классификации «Тура». Чемпион России заметил, что трасса до Кентербери – точь-в-точь как на бельгийской классике: узкие дороги с множеством поворотов, крутые, короткие подъемы и спуски, сложные развязки. А ведь МакЮэн как шоссейник вырос именно на подобных хитросплетениях фламандского асфальта.
До поры до времени все для австралийца шло как по маслу, хотя пелотон лихорадило. Владимир Гусев, державшийся все время в голове группы (от греха подальше) вспоминает:
– Типичное начало большой гонки. Все дергаются: то тормозят наглухо, то разгоняются как бешеные с каждого поворота. Отсюда падения сразу пошли, травмы…
Всего за 20 километров до финиша, после того как нейтрализовали все отрывы, на узком участке образовался большой «завал», Робби успел затормозить – но в него на полном ходу въехал один из соперников. Австралиец рухнул на руку почти на нулевой скорости – любой, кто хоть немного занимался гонками, знает, чем это чревато.
– Боль в запястье была страшной, я был почти готов закончить «Тур» прямо здесь – решил, что рука сломана, – признался позже МакЮэн.
Группа унеслась, не оглядываясь, – ведь шпили Кентерберийского собора уже маячили на горизонте. Пока Робби поменяли велосипед, пока товарищи по команде «Предиктор-Лотто» выстроились в струну, разрыв вырос до безнадежного. Пелотон идет под 60 км/ч, дорога по-прежнему узкая, а толпы счастливых английских болельщиков почти падают под колеса с обочины; если даже догнать, истратив последние силы, – все равно вперед не выберешься.
– Но ведь за мной вернулась почти вся команда, я их не мог подвести, – пожимает плечами чуждый громких слов МакЮэн. – Кроме того, это мог оказаться мой первый и последний шанс – если рентген покажет перелом, придется сходить. Тут уж адреналин вместе с гоночным инстинктом погнали вперед, обо всем забыл. Ребята вывезли в голову группы, потом Фред Родригес, сам спринтер не из последних, – в первый ряд. А дальше – красота: крутой поворот меньше чем за 500 метров, чуть в гору, против ветра. Такие, как Бонен, не любят ускоряться с тихого хода – а мне, чтобы «раскочегариваться», нужно несколько секунд, как им. Вот и выиграл. Теперь пойду лечить болячки.
Робби недолюбливают в пелотоне. Хмурый, грубоватый, манера езды чересчур жесткая. Но, может быть, сюжет 1-го этапа «Тур де Франс»-2007 заставит посмотреть на него по-другому? Как и на всю спринтерскую «привилегированную» долю?
КТО МОЖЕТ БОРОТЬСЯ С МАКЮЭНОМ ЗА ЗЕЛЕНУЮ МАЙКУ «БОЛЬШОЙ ПЕТЛИ»
Стюарт О’Грейди (Австралия, Си-Эс-Си)
Том Бонен (Бельгия, Предиктор-Лотто)
Тор Хушовд (Норвегия, Креди Агриколь)
Оскар Фрейре (Испания, Рабобанк)
ОБЛАДАТЕЛИ ЗЕЛЕНОЙ МАЙКИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ
2006 – Робби МакЮэн
2005 – Тор Хушовд
2004 – Робби МакЮэн
2003 – Бейден Кук (Австралия)
2002 – Робби МакЮэн
2001 – Эрик Цабель (Германия)
2000 – Эрик Цабель
Знаменитый немецкий велогонщик Эрик Цабель владел майкой короля спринта шесть лет подряд (с 1996 по 2001г.). Четыре раза почетный трофей завоевывал ирландец Шейн Келли. Пятеро гонщиков в истории «Тура» становились лучшими спринтерами трижды. В их числе знаменитый еще со времен СССР – Джамолидин Абдужапаров.