Велошоссе. Велокарнавал едет к Милану

За три дня до прибытия в конечный пункт назначения «Джиро» — Милан велокараван поредел почти на четверть
news

ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

За три дня до прибытия в конечный пункт назначения «Джиро» — Милан велокараван поредел почти на четверть. Однако и сейчас он способен дарить зрителям сильные переживания. Вчерашняя победа (четвертая на нынешней гонке) Алессандро Петакки – яркое тому подтверждение.

Вы не были на карнавале в Рио? Я вот, признаюсь честно, не был. Но атмосферу тамошнюю приблизительно представляю — по телепередачам, фотографиям и рассказам очевидцев. «Джиро д’Италия» — тот же карнавал. Более растянутый во времени и пространстве, но если суммировать все те празднества, которые сопровождают движение гонки по горам и долинам Апеннинского полуострова и окрестностей, получится, может быть, даже масштабнее, чем в Бразилии.

Семья счастливчиков, чей дом стоит прямо у трассы гонки, на время упивается благожелательностью жребия судьбы, который им выпал. Куплено, кажется, полтонны розовых шариков, в которых теперь утопает ограда и небольшой палисадник. Семейство — начиная на удивление черноволосым и черноусым патриархом и заканчивая стайкой многочисленных правнуков — облачено в единую форму: розовые майки, банданы и бейсболки.

За несколько часов до прохождения каравана рекламных автомобилей они уже позируют самодеятельным и аккредитованным фотографам — такое упоение на лицах я видел лишь однажды в Южной Африке, в образцово-показательной этнодеревне, где представители местной вымирающей народности демонстрировали традиционные костюмы.

Но народность под названием «болельщики «Джиро» (хотя, наверное, вернее будет сказать «поклонники велоспорта») вымирать не собираются. Хотя были прогнозы подобного толка: дескать, череда допинговых скандалов и дисквалификация всенародного любимца Ивана Бассо лишит нынешнюю гонку половину аудитории. Все с точностью до наоборот! У телевизоров только в Италии ежедневно собираются три с лишним миллиона зрителей, а уж сколько вдоль трасс — сосчитать можно только приблизительно.

В небольших городах прекращается всякая деятельность, кроме той, что связана с гонкой. Школы, учреждения, торговые точки, «пункты общественного питания» — все заперто на замок. Толпы людей часами жарятся на солнце, почитая это за благо, а ближе к прохождению гонки на обочине высаживается многотысячный десант с ближайшей ривьеры в бикини. Гонщики, едущие «на зубах» в отрыве, не в силах оценить шоу по достоинству, а вот в пелотоне оно рождает хор одобрительных возгласов. Чем не Рио?

Другой температурный полюс – восхождение на Дзонколан. На естественном «стадионе» вдоль дороги – сто с лишним тысяч болельщиков. Они поднялись сюда пешком, поскольку узкая трасса давно закрыта для любого транспорта, протопав по грунтовой тропе в гору более десятка километров.

Четыре градуса тепла, но эмоции согревают лучше средиземноморского солнца равнинных этапов. Проехал земляк Джильберто Симони – ему рев восторга. Прошел россиянин Евгений Петров – ему гром аплодисментов. Велоспорт никогда не был любимой игрушкой политически ангажированной толпы. На обочинах собираются люди, которым нравится жить в мире с соседями.

Общим местом стало утверждение: велоспорт в Европе — часть культуры. Добавим: помогающая росту других составляющих культуры поведения вообще. Прежде всего — поведения на дороге. Ты едешь по узкой дороге «в полторы полосы» и не ждешь, что каждая догоняющая машина может размазать тебя о железный отбойник.

У здешних водителей тоже немало дел, а врожденного темперамента в крови даже побольше, чем у наших соотечественников. Но здесь терпеливо ждут, пока дорожная ситуация позволит обогнать велосипедиста с метровым запасом: мало ли – вдруг упадет? Когда рассказываешь им про главный российский маневр — правый обгон на скорости 120 км/ч в сантиметрах от твоего руля — отмахиваются, считают, что фантазирую.

Во избежание обвинений в идеализации итальянской дорожной действительности оговорюсь: на 19 нормальных водителей там найдется один идиот, который поддаст газа своему внедорожнику, идя на обгон по встречной полосе прямиком тебе в лоб. На наших дорогах тоже все небезнадежно. И соотношение также примерно 19 к 1. Один водитель непременно обойдется с тобой корректно. Дальше вы поняли…

Но эволюцию, говаривал старик Дарвин, не остановить. Дождаться бы только светлого велосипедного будущего.

ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

Супермногодневка категории «Про Тур» (21-й этап)

18-й этап. Удина – Ризо Пио Х (203 км). 1. Петакки (Италия, Мильрам) — 4:32.51. 2. Ричезе (Аргентина, Керамика Панариа). 3. Брешель (Дания, Си-Эс-Си). 4. Фотень (Германия, Герольштайнер). 5. Гатто (Италия, Герольштайнер). 6. Трусов (Россия, Тинькофф. Кредитные Системы)…26. Кунего (Италия, Лямпре)…28. Брутт (Россия, Тинькофф. Кредитные Системы)…34. Э. Шлек (Люксембург, Си-Эс-Си)…37. Ди Лука (Италия, Ликвигас)…39. Петров (Россия, Тинькофф. Кредитные Системы)…47. Рикко (Италия, Сонье Дюваль)…80. Козончук (Россия, Рабобанк)…108. Симони (Италия, Сонье Дюваль) – у всех время победителя…133. Игнатьев (Россия, Тинькофф. Кредитные Системы) – отставание 2:35

Генеральная классификация (розовая майка). 1. Ди Лука — 82:08.26. 2. Шлек – отставание 2.24. 3. Симони – 2.28. 4. Кунего – 3.29. 5. Маззолени (Италия, Астана) – 3.46. 6. Рикко — 5.19…8. Петров – 10.25…82. Брутт — 2:00.48…95. Козончук — 2:12.16…129. Игнатьев — 2:53.20…131. Трусов — 2:56.17.

Новости. Велоспорт