Велошоссе. Волшебники с большой дороги. Механики «Тинькофф. Кредитные системы» любую проблему устраняют в считанные минуты
ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
СОБЫТИЕ ДНЯ
Почти все из 200 стартовавших на нынешнем «Джиро» гонщиков продолжают свой путь в Милан. Вслед за ними в «техничках» и командных автобусах продвигается с юга на север не менее внушительная команда – механиков. О работе «конюхов» велоконюшни «Тинькофф. Кредитные Системы» – рассказ корреспондента «Советского спорта».
— Завтра старт в час дня, — сообщает за ужином спортивный директор команды Орландо Маини. — Наша гостиница в 20 километрах от места старта, так что выезжать можно будет часов в одиннадцать.
Приятная новость. Только вот механики слушают ее вполуха. Она их не касается. Их режим совпадает с режимом команды, только когда удается собраться за общим столом. Гонщики видят предстартовые сны, когда персонал уже давно на ногах. На «Джиро» хотя бы есть несколько дополнительных пар умелых рук — команда наняла еще двоих механиков на супермногодневку, чтобы выполняли черновую работу: мыли велосипеды после каждого этапа, перемещали грузы, убирали площадку перед трейлером, промазывали колесные трубки клеем и так далее. Обычно вся работа ложится на плечи двух механиков — Жидрюнаса Рагельскиса и Маурицио Бергамаски.
ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
«Зидру» (так называют литовца итальянские напарники, не способные, несмотря на все старания, произнести звук «ж») в велоспорте с детских лет. Был способным трековиком широкого профиля, входил в сборную Литвы. Потом перебрался в Италию, чтобы выступать за любительские шоссейные команды, в которых выросло немало профессиональных звезд. Увы, путь в профи открывается не для всех (и даже не для большинства — что болельщики, следящие только за самыми раскрученными персонажами, даже не осознают).
Не добравшись до «профи», Жидрюнас не пожелал по примеру многих расставаться с велоспортом окончательно и взялся работать с «железом» своей последней любительской команды. И вот меньше чем через пять лет — он в первом профессиональном дивизионе в составе «Тинькофф. Кредитные Системы». Но не в качестве гонщика, а в ином качестве, которое его вполне устраивает.
— Я на своем месте, как мне кажется, — говорит «молодой специалист», мгновенно и точно по месту прикручивая шипы на новые велотуфли, которые глава фирмы лично подвез Павлу Брутту к старту «Джиро». У гонщика «сложная» стопа, обувь подходит далеко не всякая, но в этом сезоне у команды единый поставщик, индивидуальных контрактов не предусмотрено, вот и приходится искать компромиссные варианты — эта, уже третья пара, сделанная по спецзаказу; кажется, удалась лучше предыдущих.
Работа не пыльная. В том смысле, что пыль прибивается мощной струей из шланга — вроде бы и смазка везде, и клей, а гости и простые зрители спокойно прогуливаются между велосипедами в белых брюках, не боясь замараться. Чистота, почти как на часовом заводе. Еще механики только и делают, что загорают. В смысле того, что от палящего итальянского солнца никуда не скрыться — работа в основном «на свежем воздухе».
ПОВЕЛИТЕЛИ И ДЖИННЫ
На трехнедельной многодневке переезды приобретают масштабы стихийных бедствий. Гостиница может быть в сотне километров от старта, а следующая — в ста пятидесяти от финиша. У трейлера (или «камьона», как именуют его итальянцы) судьба «бойца невидимого фронта». Он возит запасной и «разделочный» инвентарь между этапами, перед ним под навесом выполняются все работы с железом, а в кадр он попадает разве что во время гонок с раздельным стартом.
Аплодисменты зрительских толп на обочине срывают две ярко разрисованные «технички». В каждой из них во время этапа — по механику (остальные перемещаются с трейлером и гонку видят только по телевизору). Лучшая работа для механика, едущего в караване за гонкой, — подавать бачки с водой и питание из сумки-холодильника, которая стоит в багажнике, спортивному директору (а тот уж, в свою очередь, передает ее гонщику — строго с левой стороны по ходу).
Закончилась одна гонка – для спортсменов, началась другая – для механиков. Если назавтра раздельный старт по сложному рельефу, может возникнуть нервозность – гонщик начнет метаться: ехать на обычном велосипеде или взять «рогатку», может, чуть подвинуть сиденье?.. Механик, как джинн, выполнит любые прихоти — это «повелитель» имеет право нервничать, а «чародей» должен вселять спокойствие. Вечером, за ужином, они поменяются ролями, и гонщик благодарно склонит голову и пожмет руку.
Мне пора бежать к старту, но очень некстати сломалась проушина на аккредитационной карточке. Придется теперь в зубах ее нести — руки-то заняты фототехникой. Но тут Маурицио выхватывает некий загадочный дырокол (не имеющий, по-моему, никакого отношения к велоспорту) и проделывает в карточке аккуратную дырку. Секунду помедлив, делает в другом углу еще одну: «На всякий случай — вдруг опять поломка…». Нет мелочей в велоспорте!
КСТАТИ
Пятый день подряд главными «запевалами» этапов остаются гонщики команды «Тинькофф. Кредитные Системы», сообщает Константин БОЙЦОВ.
Вот и по дороге к римскому предместью Фраскати наши ребята были на первых ролях. Сначала Михаил Игнатьев лидировал более 100 километров, потом вспышки активности выдавали легионеры нашей команды – итальянцы Сальваторе Комессо и Элиа Аджиано. Даже Николай Трусов успел отметиться в лидерах. Увы, все эти попытки побега были ликвидированы, и борьба за этапную победу вновь прошла без нашего участия.
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ
Супермногодневка категории «Про Тур» (21 этап)
5-й этап. Теано – Фраскати (173 км). 1. Форстер (Германия, Герольштайнер) – 4:17.02. 2. Хушовд (Норвегия, Креди Агриколь). 3. Петакки (Италия, Мильрам). 4. Наполитано (Италия, Лямпре). 5. МакЮэн (Предитор Лотто). 6. Усов (Белоруссия, Превоянс)…31. Трусов (Россия, Тинькофф. Кредитные Системы)…33. Марков (Россия, Касс д’Эпань)…45. Брутт…68. Ровный…81. Петров (все – Россия, Тинькофф. Кредитные Системы)…99. Ди Лука (Италия, Ликвигас)…101. Арекеев (Россия, Аква&Сапоне)…118. Колобнев (Россия, Си-Эс-Си)…160. Козончук (Россия, Рабобанк)…178. Игнатьев (Россия, Тинькофф. Кредитные Системы) – у всех время победителя.
Генеральная классификация (розовая майка). 1. Ди Лука – 18:43.12. 2. Пелидзотти – отставание 0.26. 3. Ноэ (оба – Италия, Ликвигас) – 0.35…22. Петров – 1.58…29. Арекеев – 2.24…82. Колобнев – 7.05…94. Брутт – 9.54…110. Игнатьев – 14.19…113. Ровный – 14.47…118. Марков – 15.27…168. Козончук – 21.45…186. Трусов – 34.13.