Велошоссе. Высший суд претендентов на розовую майку рассудят горы

Сегодня на «Джиро» начинается настоящая мужская работа – караван въезжает в горы. Именно на крутых горных перевалах во все времена решалась судьба супермногодневок, и победители именно этих этапов считались настоящими героями велосипедных «Гранд туров».
news

ВЕЛОШОССЕ
 ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

 Сегодня на «Джиро» начинается настоящая мужская работа – караван въезжает в горы. Именно на крутых горных перевалах во все времена решалась судьба супермногодневок, и победители именно этих этапов считались настоящими героями велосипедных «Гранд туров». О том, какими бывают горы и какими они будут на этот раз, рассуждают участники «Джиро» и корреспондент «Советского спорта».

Когда гонка стартует в 90-й раз, это событие надо отметить. Хотя бы тем, чтобы маршрут выявил ее самые характерные особенности. «Джиро д’Италия» — многодневка в первую очередь горная. За счет «разделок» ее выиграть почти невозможно, в этом году – тем более. Я беседовал с двукратным победителем «Джиро» Паоло Савольделли перед стартом одного из этапов, и безмятежно спокойный (как и всегда) представитель Севера Италии в своей неподражаемой манере бурчал:

 — Мне будет тяжело. Претендовать на место в тройке реально, но чтобы победить в третий раз — не знаю... Гонку сделали под «горняков» — видел, сколько горных финишей? Да еще в Доломитах, где Симони (тоже двукратный победитель итальянской супермногодневки. – Прим. ред.) у себя дома. Там он себя чувствует как рыба в воде, там у него силы утраиваются. А «разделка» нормальная всего одна, командная гонка и гонка в гору – не в счет, все-таки это другие виды совсем. Мало того, эту «разделку» поедем в предпоследний день, когда все будут полумертвые. Кто сумеет восстановиться, тот и будет фаворитом. Хотя стараться все равно надо. Пусть в «Астане» ребята в основном молодые – ничего страшного, свою первую «Джиро» я тоже выиграл не с чемпионами.

НАВЕРХ – К АНГЕЛАМ!

Стараться «Иль Фалько» (прозвище «Ястреб» Савольделли заслужил своими отчаянными скоростями на спусках) придется, уже начиная с сегодняшнего дня. Четвертый этап финиширует на Монтеверджине ди Меркольяно. Сначала предстоит «разминка» на пике Святого Ангела, в родных местах бывшего босса «Джиро» Кармино Кастеллано, а потом восхождение на еще один замечательный перевал. За постоянный уклон в 5 процентов в течение 17 километров его полюбили немногочисленные (если сравнивать с севером Италии) местные гонщики-любители.

Но они «ползут» наверх со скоростью, несравнимой с той, что демонстрируют профи. Последние всегда устраивали здесь жесткие «разборки», и двоим из нынешних участников есть что вспомнить: Данило ди Лука выигрывал в 2001 году, а Дамиано Кунего – тремя годами позже. На шестом этапе – знаменитая гора Монте Терминилло, но ее «поставили» в самом начале этапа, а потом пойдут тосканские перевалы, которые я и сам обкатывал не раз. Пассо Фута и иже с ним для современных профессионалов с их скоростями особой сложности не представляют. Разве что финальная пара километров, где в недалеком прошлом блистал ныне отправившийся на покой Франческо Касагранде.

Второй этап с горным финишем имеет десятый порядковый номер. Он отправляется в путь из Камайоре, рядом с которым живет большая часть российского состава «Тинькофф. Кредитные системы» (в том числе и босс команды, когда задерживается в Италии), а финиширует опять-таки в святом для каждого католика месте – святилище Ностра Синьора делла Гуардиа. Подъемы к итальянским церквям и монастырям никогда в Италии не бывают легкими. И этот тоже очень крут, хотя высота над уровнем моря еще не очень большая и гонщикам есть, чем дышать.

СЕРИЙНЫЕ ГОРНОВОСХОДИТЕЛИ

Но уже два дня спустя многие будут мечтать о кислородной подушке – Чима Коппи, самая высокая точка маршрута этого года находится на отметке 2744 м на вершине Колле д’Аньелло. На этом же этапе будет еще и суперзнаменитый Изоар – его легенды, правда, связаны с французским туром. Хотя 12-й этап финиширует в Бриансоне, после скоростного спуска, а не в поднебесье, он позиционируется как один из четырех самых сложных.

Когда с нами, несколькими журналистами из разных европейских стран, разговаривал Данило ди Лука, он признавался, что опасается этого и следующего отрезков дистанции. С первым все понятно – на подобном Аньелло перевале два года назад он потерял розовую майку лидера, замученный судорогами. А второй (или 13-й по номеру) – та самая гонка в гору на время, которой заменили «нормальную» разделку. Наш Евгений Петров пометил это восхождение к еще одному святилищу, на сей раз Оропа, как этап для себя подходящий. Когда я ему напомнил, что он считается «классическим» раздельщиком, Женя только пожал плечами: «Если ход хороший, все равно какую разделку ехать – хоть по равнине, хоть в гору».

Вот мы и «доехали» до двух этапов на третьей неделе, которые, как считают все эксперты и спортсмены, судьбу гонки и решат. Первый финиширует у живописных Трех вершин (Тре Чиме ди Лаваредо).

А когда натруженные ноги почти перестанут поддаваться массажу, грянет 17-й этап, с финишем на Монте Дзонколан. Одна из трех самых тяжелых вершин мира наряду с Англиру и Мортироло – и этим сказано все. Джильберто Симони ездил на просмотр – добрался до верха на «байкерской» сверхлегкой передаче, используя ведущую и ведомую звездочки почти одинакового размера, иначе пришлось бы идти пешком. А что же наши?

— На картинке видел, — говорит Павел Брутт. — Если честно – страшно. По таким маршрутам я не ездил никогда, особенно в конце этапов. Интересно будет оценить свои силы, если, конечно, доживу в гонке до того времени. Хотя что значит «если»?! Доживу обязательно!

Вот ведь какие чудеса творит зеленая майка «горного короля» – появляется уверенность, которой талантливому питерцу так всегда недоставало.

— Я не скажу, что на «Тур де Франс» горы простые, но на «Джиро» они просто очень тяжелые, как нигде, — добавляет Евгений Петров.

За что, собственно, и любят болельщики «Корса роза», как называют «Джиро» в Италии, — тот, кто преодолевает такие испытания, становится настоящим народным героем. А пока горы только начинаются.

Новости. Велоспорт