Велошоссе. И уходил по перевалу... С борта «технички» за дерзким побегом россиянина Павла Брутта следил наш корреспондент

Дерзкими атаками российских велосипедистов были ознаменованы первые этапы Джиро
news

ВЕЛОШОССЕ
ДЖИРО Д’ИТАЛИЯ

 Дерзкими атаками российских велосипедистов были ознаменованы первые этапы Джиро. Вчера отрыв олимпийского чемпиона Михаила Игнатьева пелотон настиг лишь за четыре километра до финиша. Убежавший днем ранее Павел Брутт добыл благодаря своему 200-километровому рывку зеленую майку горного короля.

Средиземноморское солнце пробивает самый толстый слой защитного крема. От гула болельщицкой толпы и восторженных воплей ведущего, представляющего Паоло Беттини, Алессандро Петтакки, Данило ди Луку и других звезд, которые подходят расписываться в старт-листе, начинает барахлить слух. Фестивальное веселье могло бы длиться часами, но судьи уже заканчивают выстраивать пелотон на старте. Я прыгаю в техничку (по-итальянски – ammiraglia – «флагманский корабль») «Тинькофф. Кредитные системы» – дана команда к «отплытию».

На этом параллели с мореплаванием заканчиваются – гонка будто с цепи срывается в первые же минуты первого группового этапа. Вокруг – сумятица и броуновское движение, с полдюжины опоздавших на стартовую процедуру спортсменов ломят к группе через караван «техничек». Хотя и каравана как такового нет – рассыпавшиеся на пару километров машины шарахаются от нескольких десятков гонщиков, которым именно сейчас приспичило в туалет (видимо, забыли о естественных потребностях, увлекшись общением с почитателями и журналистами). Наконец пелотон собирается, караван машин сопровождения становится плотнее – этап приобретает более плавное течение. Но не проходит и десяти минут, как в эфир радиотура врывается голос информатора – на первом крутом подъеме вымощенной булыжниками узкой улицы маленького городка пятеро ушли в отрыв. И среди них наш – Павел Брутт!

– Сегодня мы троим дали задание следить за отрывами, Паша был одним из них, – сообщает спортивный директор Орландо Маини. – Сработал четко. Смотрим, что дальше.

ПОБЕГ ЗА ЗЕЛЕНОЙ МАЙКОЙ

А дальше разрыв быстро вырастает до двух минут, и главный судья позволяет «техничкам» команд, чьи представители идут в отрыве, обогнать основную группу. Вперед пойдет другая машина «Тинькофф», за рулем которой балагур из Милана Клаудио Коцци. Во-первых, Брутт – его подопечный, тренируется по его планам, а во-вторых, стратег Маини должен идти за пелотоном, где осталась большая часть команды.

Неизвестно, долго ли просуществует отрыв, а в основной группе при неизбежной нервозности в начале многодневки творится что-то невообразимое – завалы один за другим (Евгений Петров за ужином извиняющимся тоном расскажет, как ехал по людям и велосипедам – просто некуда было деться). Информатор перечисляет номера упавших – наших судьба бережет.

Я еду в машине Коцци за отрывом, перескочив в нее почти на ходу. Мне хочется верить, что побег всерьез и надолго. Пелотон летит в долину по извилистому спуску горы, почти касаясь «технички» локтями, и расступается, только когда ветеран Стефано Дзанини командует оставить просвет.

Две сотни человек на скорости под сто остаются за кормой «технички», идущей за 140. На узкой дороге, где в менее безумные дни за это оштрафовали бы на пару сотен евро. Зато за пару мгновений накатываем отрыв. И начинается совсем другая гонка – на выживание.

Этап за 200 км. Уехали в отрыв через 10 км после старта. Жара около 30 градусов, ветер с моря чаще мешает, чем подгоняет. Ни одного ровного участка, а за полсотни километров до финиша – первый горный финиш Джиро. Кто его выиграет, тот и король минимум на ближайшие два дня, поскольку следующий этап равнинный. В общем, ребятам есть за что и есть с чем сражаться.

Может быть, с телевизионного вертолета, кружащего над головой, все выглядит однообразно. Но вблизи четкий ритм совместной работы пятерых гонщиков, убегающих от группы, зачаровывает.

СЕГОДНЯ ВЫВЕРНУЛСЯ, ЗАВТРА – ВЫИГРАЛ

– Павел, теперь успокоился, смены сдавай почаще, пей-ешь постоянно. Бачки опустели – сразу голосуй, подъедем, – командует по рации Коцци. – И не вези их на себе, они хитрые, а двое – очень хорошие финишеры в гору.

Последний совет Брутт слушает вполуха. Ноги работают, как поршни, будто едет трековое преследование на четыре километра, а не шоссейный супермарафон. И не сбавляет. «Я посмотрел на них, – прокомментирует он уже после гонки. – И понял, что, если мы так и будем «тележить», группа догонит нас еще до горы. Пришлось брать инициативу на себя. Раз Олег Тиньков передал, что горная майка нужна, – значит, надо бороться».

– Очень сфокусированный гонщик, – говорит Коцци, попутно улыбаясь вопящей и аплодирующей толпе, которая исчезает с обочины только на самых богом забытых участках. – И многодневщик перспективный: в Малайзии в феврале на одном горном этапе ему стало плохо, потом почти всю ночь выворачивало наизнанку – а на следующий день он пулей ушел от всех и выиграл этап. Представляешь, какая у человека восстанавливаемость? И еще совершенно не боится авторитетов. Есть только он, шоссе и финиш, на который он нацелен. На «Гран-при Кьяссо» как попер – и какая ему разница, что бьет самого Давиде Ребеллина!

За полкилометра до конца 20-километрового подъема Павел поднимается из седла – и попутчиков словно ветром сдувает. «Сзади – 19 зубьев, впереди – большая «звезда», – вспомнит вечером Павел установки своего велосипеда. – На маленькой передачке ничего не сделаешь, у меня ведь скорость была под полтинник, хоть и в гору...»

СМОТРИТЕ, КАКАЯ НОГА!

Под гору Брутт устремляется уже лидером горной классификации. До финиша меньше 30 километров, хочется попробовать взять еще и этап. Спускается он не менее впечатляюще, чем поднимался. На самых крутых «шпильках» – за 40, на поворотах – под 80. Пелотон, разогнанный спринтерскими командами, подъехал совсем близко, но разрыв стабилизировался.

– Я не особенно рисковал, спускался в свое удовольствие, – с удовольствием слушаю Павла после финиша. – Асфальт идеальный, повороты прочитываются хорошо по маневрам машины, которая впереди. Я не считаю себя «горняком» и уж тем более мастером скоростного спуска. Даже в нашей питерской команде были куда более «безбашенные» ребята. Но уроки в Тортосе, где все мы длительное время работали под руководством Александра Кузнецова, не прошли даром – у нас там был отличный спуск, он здорово просматривался, можно было увидеть, что машин нет, и писать виражи на всю ширину дороги. Асфальт был идеальный – такой, как здесь.

Цепкий черный асфальт Сардинии подарил российской команде зеленую майку «Джиро». После дня отдыха многодневка пойдет по Апеннинскому полуострову, где покрытие будет всяким, в том числе и отвратительным. Только это ничего не меняет. Молодые российские велосипедисты продолжают познавать свои возможности и в процессе этого познания подарят нам еще немало сюрпризов.

– Будут еще этапы, – спокойно улыбается Павел, которого группа настигла менее чем за 10 км до финиша. – Главное – вон какая нога после 200 км в отрыве – не забилась совсем...

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

ДЖИРО д’ИТАЛИЯ

3-й этап. Барумини – Кальяри (181 км). 1. Петакки (Италия, Мильрам) – 4:22.57. 2. Форстер (Германия, Герольштайнер). 3. Ричезе (Аргентина, Керамика-Панариа). 4. МакЮэн (Австралия, Предитор-Лотто). 5. Наполитано (Италия, Лямпре). 6. Усов (Белоруссия, Превоянс)… 8 .Гаспарото (Италия, Ликигас)… 37. Марков (Россия, Касс д’Эпань)… 39. Петров (Россия, Тинькофф Кредитные системы)… 47. Арекеев (Россия, Аква&Сапоне)… 62. Ровный (Россия, Тинькофф Кредитные Системы)… 82. Ди Лука (Италия, Ликигас)… 139. Брутт (Россия, Тинькофф Кредитные системы)… 159. Козончук (Россия, Рабобанк)… 172. Колобнев (Россия, Си-Эс-Си) – у всех время победителя… 177. Игнатьев – отставание 1.57… 187. Трусов (оба – Россия, Тинькофф Кредитные системы) – 13:59

Генеральная классификация (розовая майка). 1. Гаспаротто – 10:03.48. 2. Ди Лука – то же время… 27. Арекеев – отставание 1.02… 30. Петров – 1.04… 31. Брутт – 1.04. 32. Петакки – 1.05. 33. МакЮэн – 1.08… 121. Марков – 4.01… 125. Колобнев – 4.07… 164. Козончук – 7.23… 189. Трусов – 22.47.

Новости. Велоспорт