Велошоссе. Рывок Лэндиса. Американец начал атаку за 100 километров до финиша и не прогадал
ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС
Экс-лидер общего зачета американец Флойд Лэндис, откатившийся днем ранее от обладателя желтой майки испанца Оскара Перейро больше, чем на восемь минут, выдал вчера потрясающую гонку. Отработав в одиночку более 100 километров, он не только выиграл этап, но и сократил отставание от испанца до 30 секунд. За пять с половиной часов он вернул себе статус главного фаворита «Большой петли», заставив скептиков забыть о своем, казалось, сокрушительном поражении накануне.
В свое время «Битлз» любили давать своим смелым (для той эпохи) звуковым экспериментам названия по принципу «Революция №…». У них, насколько помнится, дошло до «Революции № 9». Сколько будет революций на нынешнем «Тур де Франс», мы узнаем, скорее всего, только на Елисейских полях в воскресенье. Но, безусловно, та, что свершилась в среду, произвела наибольшее впечатление.
Так сокрушительно, как Флойд Лэндис на финишном подъеме первой категории, записной лидер гонки в новейшей истории, пожалуй, не проигрывал ни разу. Подобное случалось даже с величайшими из великих – Мерксом, Коппи и Бартали, но то было в эпоху гораздо более открытого велоспорта. В последние годы торжествовала консервативная командная тактика. Которая на нынешнем «Туре» триумфа не приносит. Командные действия по-прежнему важны (посмотрите, как прекрасно отработали «Си-эс-си» и «Т-Мобайл»), но глухие оборонительные построения, которыми мы вынуждены были любоваться по две недели кряду, больше не работают. Только атака!
ИЗВИНИТЕ, ЧТО ЦЕЛ
Жаль, что острые рывки Дениса Меньшова на последнем подъеме оказались не вполне подготовленными. Нам было приятно видеть, что Денис не потерял уверенности в себе, что сумел восстановиться после мучений на Альп д’Юэз. Но своими спуртами в гору он измучил себя и раздразнил главных соперников. В итоге – потеря двух позиций и увеличение отставания в общем зачете.
Двое из тех, кто закончил 16-й этап удачно, были произошедшим… огорчены. Оскар Перейро Сио, вновь вернувший себе лидерскую майку, и Сирил Дессель, удержавшийся в пятерке лучших общего зачета (чего от малоизвестного француза никто не ожидал), говорили о том, что им безумно жалко было уезжать от терпящего бедствие Флойда Лэндиса. Потому что старая дружба не заржавела. Оба еще недавно выступали с ним вместе за «Фонак», сохранив самые добрые воспоминания и о капитане, и о команде (а ведь такое при переходах бывает далеко не всегда).
Испанец, даже не пытающийся изображать собой великого чемпиона, давно признал: в Пиренеях «Фонак» во главе с Лэндисом дал ему возможность, отыграв в отрыве почти полчаса, выйти на первое место из четвертого десятка генеральной классификации в качестве премии за хорошую работу в былые годы. Он ведь все проиграл в начале «Тура», но в нынешней «неправильной» гонке это, как выяснилось, еще не было приговором. Тогда швейцарцам казалось, что они могут позволить себе роскошь быть щедрыми. Сейчас то попустительство на одном из узловых этапов выглядит ошибкой. С другой стороны, в Альпах Лэндис проиграл не только своему другу Перейро, но и всем главным фаворитам. Включая и нашего Дениса Меньшова.
ЛЭНДИС ЗНАЛ, ЧТО ОБРЕЧЕН
Да, многие оракулы поторопились. Что говорить о журналистах, если великий гонщик Эдди Меркс отдал Лэндису желтую майку еще до старта, а не менее великий Лэнс Армстронг, почетный гость верной «Дискавери Ченнел» (чьим выступлением на Альп д’Юэз был категорически недоволен), накануне катастрофы своего бывшего оруженосца лаконично и безапелляционно заявлял: «Флойд выиграет гонку».
По-прежнему спокойный, просто с бесконечной грустью во взгляде, Лэндис давал первое интервью после поражения. «Я ведь предупреждал – гонка сегодня слишком открытая, чтобы кого-нибудь короновать заранее. Нет, я не «заголодал», я не могу дать тому, что со мной было, какое-то рациональное объяснение. Попросту чувствовал себя плохо с самой первой горы, с Галибье, хотя старательно это скрывал. А когда пошли атаки на последнем перевале, скрывать что-либо стало невозможно. Команда работала весь этап идеально – и я ничем не сумел ее отблагодарить. Плохой день в трехнедельной гонке бывает у всех, это естественно для организма – но хуже всего, когда он совпадает с решающей горной битвой…»
Триумфатор этой битвы, датчанин Михаэль Расмуссен, сумевший безумным отрывом длиной в целый этап заработать престижную победу и вернуть хорошо знакомую с прошлого года майку «горного короля», в виду своего хорошего знания английского пользуется большим спросом у журналистов. Некоторые любители ставить вопрос ребром интересовались: может быть, ему стоит позабыть о Меньшове и работать на себя, ведь российский капитан «Рабобанка» все проиграл? «С чего вы взяли? – осведомился Михаэль, не поведя и бровью. – Он в шестерке, и в нынешней многодневке это еще не поражение.
Не знаю, как нарекут эту гонку историки через несколько лет. Но уж точно не «Туром середнячков». Я совсем не уверен, что Иван Бассо и Ян Ульрих сумели бы подарить нам своим дуэльным поединком такую же гамму противоречивых эмоций. А чтобы «итоговое удовольствие» от гонки получилось максимальным, остается согласиться с Расмуссеном, пожелать только одного: пусть в субботней «разделке», которая все-таки и станет (как мы скромно предполагали без малого месяц назад) определяющим этапом, наши проедут здорово.
СХВАТКА КАРЛИКА С ТИТАНОМ
На середине подъема в первую же гору «неудачник» Лэндис совершил одиночный побег. Формально американец налегал на педали в компании немца Патрика Сенкевитца и француза Патрика Альгана, но фактически это было одиночное и на первый взгляд самоубийственное ускорение.
Встрепенувшийся было пелотон быстро успокоился и благодушно отпустил страдальца – пусть де отведет душу после давешнего фиаско. В конце концов где-то далеко впереди ехала еще большая группа гонщиков. Вся эта компания по законам жанра больших гонок должна была быть настигнута где-нибудь у подножия последнего подъема, и ей пришлось бы уступить фаворитам поле боя (читай – шоссе). О том, что Флойд сумеет в одиночку (его попутчики добросовестно висели у него на колесе и ни разу не вышли поработать вперед) отыграть восьмиминутное отставание, никто и помыслить не мог.
Ко второму горному финишу трио приезжает впереди всех. При этом преимущество Лэндиса над пелотоном возрастает до четырех минут. Третий горный финиш Флойд покоряет не просто первым, но и «виртуальным» лидером – его преимущество над Перейро составляет почти 9 минут.
Менеджеры немецкого «Т-Мобайл» и датского «Си-эс-си» вглядываются в телеэкраны, пытаясь рассмотреть у американца признаки усталости. Но их нет! И тогда пелотон взрывается.
Впереди выстраивается «пурпурный экспресс» немецкой команды. Ему активно помогают датчане. В свою очередь сам Лэндис встает на педали и сбрасывает с колеса своих измотанных попутчиков.
Разрыв начинает таять, но такими темпами, что лидеры генеральной классификации начинают понимать: коллективно проблему не решить. Испанец Карлос Састре совершает отчаянный рывок. За ним Кристоф Моро и наш Денис Меньшов. Отставание начинает сокращаться чуть быстрее, но Флойд налегает на педали так, что кажется, он только-только начал свой стремительный побег. На последнем горном перевале Коль де Жю-Плань он выглядит настолько свежим, будто это день пролога «Большой петли».
Его уже не догнать. Преследователи могут решать лишь локальные задачи. Например, перехватить желтую майку. Састре это почти удалось, но Перейро, заканчивавший гонку в компании Андреаса Клодена, сумел сохранить ее у себя. Надолго ли? После блистательной победы Лэндиса все ждут от него победной точки в субботней «разделке». Но что случится на деле, никто не возьмется предугадать.
Денис Меньшов, увы, не дотерпел до вершины и пропустил вперед почти всех основных конкурентов. Заключительные километры подъема ему помог преодолеть горный король «Тура» Михаэль Расмуссен.
За три этапа до финиша россиянин, похоже, окончательно распрощался с надеждами на подиум в Париже. Впрочем, повторимся, нынешний «Тур» невозможно предугадать.