Велошоссе. Альп д’Юэз – вершина чемпионов

14-километровый финишный подъем 15-го этапа «Большой петли» – не самая большая высота, которую приходилось штурмовать участникам «Тура»
news

ВЕЛОШОССЕ
ТУР ДЕ ФРАНС

14-километровый финишный подъем 15-го этапа «Большой петли» – не самая большая высота, которую приходилось штурмовать участникам «Тура». И не самый крутой уклон, в который им доводилось карабкаться. Тем не менее именно Альп д’Юэз овеян самыми красивыми легендами, а его покорители – немеркнущей с годами славой.

Неутомимый мастер самоубийственных отрывов длиной в этап, балагур номер один во всех командах, за которые выступал, а ныне консультант французского подразделения «Евроспорта» Жаки Дюран живет именно в тех местах, где проложена дистанция 15-го этапа «Тур де Франс».

– Альп д’Юэз – не самый тяжелый подъем даже в нашем регионе, – говорит француз. – Но именно он поражает всеобщее воображение. Возможно потому, что с ним связано столько легенд.

Да уж, истории великих противостояний на 14-километровом серпантине занимают почти целиком целые толстые журналы. И издания эти мигом раскупаются, хотя все сюжеты вроде бы выучены наизусть. «Моральное убийство» Яна Ульриха, совершенное Лэнсом Армстронгом в 2001 году, когда американец, победоносно смерив взглядом своего главного соперника, уехал от него как от стоячего к триумфу на вершине. Наклеенные улыбки на лицах Бернара Ино и Грега Лемонда во время почти синхронного пересечения линии финиша в 1986-м: двум медведям пришлось уживаться в одной берлоге под названием «Ля ви клер», и каждый считал сильнейшим себя, но приходилось следовать командной тактике. Дикая пляска на педалях Марко Пантани, сумевшего в 1997-м проскочить перевал за 37 минут с небольшим – рекорд этот, возможно, будет стоять вечно, даже Армстронг на пике своей карьеры не был способен на подобное. Одинокое восхождение Фаусто Коппи в 1952 году по раздолбленному полотну…

Эту гору называли Голландской – здесь часто выигрывали жители Страны тюльпанов, самого равнинного государства Европы. Сей парадокс покорял сердца болельщиков в оранжевом, приезжавших сюда десятками тысяч. В 90-е Альп готовы были переименовать в Итальянскую гору благодаря успехам Буньо, Пантани и Гуэррини. Последний, впрочем, в 1999-м едва не уступил лавры нашему Павлу Тонкову. Что тогда произошло, известно всем велосипедным болельщикам: самодеятельный фотограф в поисках удачного ракурса выпрыгнул прямо под колеса итальянцу, а потом еще с десяток секунд не давал Джузеппе сесть на велосипед, искренне веря, что помогает это сделать. Запаса времени, набранного перед инцидентом, хватило – Тонков прибыл на финиш спустя 21 секунду.

Последний раз представитель постсоветского пространства был рядом с победой в 2003 году – Александр Винокуров из Казахстана также финишировал вторым, обставив непобедимого Лэнса Армстронга, но не дотянувшись до Ивана Майо – тот день был абсолютным пиком в карьере испанского баска.

Как жаль, что этап, обреченный стать частью велосипедного эпоса, в этом году предшествует еще двум серьезнейшим альпийским испытаниям. 43-километровый подъем на Галибье в самом начале следующего дня гонки любого из фаворитов заставляет действовать с оглядкой. А, едва ожив после Высоких Альп, участники «Тура» проедут в субботу адскую по протяженности и рельефу «разделку» по Бургундии.

Мне очень хочется посмотреть в глаза человеку, который после осенней презентации «Тура» назвал его маршрут упрощенным. Хотя для этого, кажется, достаточно встать перед зеркалом. Девяносто девять процентов велосипедных журналистов в своих оценках ошиблись. И дождались «Большой петли», которая никого не оставляет равнодушным.

Новости. Велоспорт